2 февраля 2015

Коллекционные карточные забавы десятилетиями оставались привилегией гиков: кто еще будет раз за разом покупать пачки карт по , надеясь, что хоть в одной из них найдутся карты, усиливающие колоду такого отдельно взятого фаната?

У

стоявшееся положение вещей не смогли переломить даже цифровые суррогаты, предлагавшие тот же процесс за гораздо меньшие деньги.

Первая ласточка перемен промелькнула в 2011 году, когда Маркус Перссон и студия Mojang анонсировали коллекционно-карточный Scrolls. Кому еще переосмыслять нишевый жанр, как не авторам Minecraft, вытянувшим незамысловатый конструктор на вершины чартов продаж? Но время шло, а мессия не появлялся. На горизонте замаячил Hearthstone, а Scrolls все еще разрабатывался. Hearthstone вышел и получил лавры «популяризатора жанра», – а Scrolls, которому эти лавры изначально предназначались, продолжал мяться на стадии бета-теста. И вот, к 2015 году он наконец дополз до релиза, – но теперь проекту от Mojang предстоит сравнение не с нишевой Magic the Gathering, а с признанным лидером.

Карты, деньги, free-to-play

Впрочем, Scrolls даже не пытается конкурировать с монструозным противником на его поле. Творение Mojang – истинный антипод Heartstone, который не боится бросать вызов устоявшимся правилам жанра. Даже знакомая модель free-to-play не встречает новичка широкой улыбкой в тридцать две платежные системы: за реальные деньги Scrolls открывает доступ только к некоторым базовым колодам, ограниченному набору карточек да не влияющим на геймплей «фойловым» свиткам. А как же продажа бустер-паков с новыми картами, признанная дойная корова и опора каждой ККИ? Только за игровую валюту, извините.

Если Heartstone делает ставку на быстрые баталии, то Scrolls, напротив, предлагает вдумчивые тактические бои. Вместо того чтобы напрямую резать вражеского колдуна, для победы придется обрушить три из пяти колонн, возвышающихся на его половине поля. А уж как это сделать: неотразимым блицкригом или утомительной окопной войной, выставив добрый десяток существ или «раскормив» заклинаниями двух ключевых бойцов, – дело самого игрока. Разнообразию тактик способствует и немаленькое по меркам карточных игр игровое поле (6х5), а также кулдаун, позволяющий существам наносить урон только спустя несколько ходов после предыдущей атаки.

Влияние фактора удачи тоже постарались свести к минимуму: на старте предлагается полностью заменить руку, а в процессе каждую карту разрешается жертвовать на пополнение копилки ресурсов или заменить на две новых. И здесь важно точно соблюдать баланс, иначе есть риск остаться с цистерной маны без существ на руках или разжиться кучей карт без возможности выложить их на поле.

Собери их всех!

Разработчики не стали городить сюжетные перипетии и бесчисленных героев, оставив предельно функциональный квартет фракций, где каждый «цвет» обладает ярко выраженным характером. Так, апологеты Разложения часто составляют спам-колоды из оживших мертвецов или портят жизнь ядами, а защитники Порядка вкладываются в непробиваемую защиту и четкий атакующий строй, дающий солидные прибавки к характеристикам. В результате подобрать одномастную колоду под желаемый стиль игры нетрудно, а вот с многоцветьем начинаются проблемы.

Впрочем, любую комбинацию легко проверить в деле, пободавшись с компьютером. Предсказуемый искусственный интеллект быстро обнажит слабые звенья, но составить достойную конкуренцию сможет только в ежедневных заданиях, которые отличаются изобретательными ситуациями и солидным кушем за победу. Однако эти режимы – лишь легкая разминка перед встречей с живыми оппонентами, где помимо стандартных дуэлей доступен режим Judgement, до боли напоминающего «Арену» в Heartstone, – серия матчей с колодой, набранной из случайных карт.

И все-таки даже во времена подъема карточных игр судьба Scrolls не кажется безоблачной. Уже сейчас количество игроков в онлайне исчисляется сотнями, что сравнимо с показателями Might & Magic: Duel of Champions двухлетней выдержки, – а все потому, что разработчики не ведут активную рекламную кампанию, распространяют PC-версию игры исключительно через собственный сайт и полностью игнорируют владельцев iOS-устройств. Даже интерфейс за годы тестирования не довели до ума – например, так и не удосужились отобразить параметр инициативы. В результате кажется, что Scrolls после выхода Hearthstone перестала быть интересна даже самим разработчикам, и релизную версию выпустили только «потому что надо». А жаль, концепция-то интересная и за счет самобытности игра вполне могла если не перевернуть жанр, то застолбить неплохую нишу.

Текст: Александр МОРОЗОВ