Иван Жилин, 13 мая 2017

Патчи к Stellaris шведские разработчики называют по именам писателей-фантастов. Патч, который сопровождает выход Utopia – первого полновесного адд-она к игре – получил имя Иэна Бэнкса, шотландского писателя, создавшего цикл о Культуре: практически всемогущей цивилизации, в которой в экстазе слились люди и искусственные интеллекты. Так вот, идея этого цикла необычна и свежа. А вот исполнение куда менее захватывающее, и местами даже разочаровывает.

Надмозги за работой

Собственно, имя Бэнкса хорошо подходит к Utopia. Основная идея DLC просто отличная – дать игроку возможность строить огромные сооружения: свой мир-кольцо, своя сфера Дайсона, своя космическая станция Вавилон-5 – это очень круто и очень атмосферно. А по факту – еще и очень сильно отнесено в эндшпиль, в котором игрок обычно и так загружен всяческими кризисами и не сильно скучает. А вот как возможность развиваться в ограниченных пределах (что важно для мирных цивилизаций) новинка практически не работает. И жаль, потому что в середине игры это бы могло пригодиться.

На основу Кольца надстраиваются четыре обитаемые секции, а сама основа, кстати, требует предварительно создания «стройплощадки». Все это долго, требует и технологий и перков, и очень-очень дорого

Или вот «традиции», которые наконец пришли в Stellaris из Europa Universalis. Самая идея здравая, и за счет нее удалось интересно перемешать технологии – тот же «райский купол» теперь убран из общей научной сетки, превратившись в один из этапов традиции Гармонии. По завершении любой ветки «традиций» можно взять себе новый перк из особого списка: тут и право строить вышеупомянутые огромные сооружения, и бонусы к генной инженерии/киборгизации/псионике. Причем последние сочетать нельзя, надо сразу решить, пойдет цивилизация по пути слияния с машинами, совершенствования биологии или паранормальных способностей (для псиоников, кстати, придумано специальное парапсихологическое измерение The Shroud). И все это хорошо.

Количественно традиции сильно уступают идеям из EU IV, но по эффектам куда разнообразнее

Но скажите, зачем делать доступными (а если хочется перков из «эксклюзивного списка» – то практически обязательными) для изучения ВСЕ традиции? В той же EU IV каждая страна могла освоить 8 групп идей, как они там назывались, из 18 – и тут уж действительно ты выбирал под свою ситуацию, под свой стиль игры, под свое государство, наконец. А зачем мне, скажите, дипломатические традиции, если я – агрессивный коллективный разум (hive mind)?

Кстати, эти самые надмозги тоже получились недостаточно продуманными. С одной стороны круто, что они вообще есть, но с другой – придумать для них совсем новую механику шведы пока не смогли, поэтому играются они достаточно традиционно.

При взгляде со стороны коллективный разум тоже не представляет собой ничего особенного

Бывшая кадетская фракция

«И вот так в Utopia все», мог бы сказать я, если бы был необъективен. Но не скажу. Потому что есть изменения, которые работают практически с самого начала, и работают неплохо. Во-первых, «традиции» исследуются за новый ресурс Unity, который довольно органично встроился в уже существующую систему. Во-вторых, один из старых ресурсов, еда, стал учитываться в масштабе всей империи, в одном ряду с энергией и минералами. С одной стороны это ликвидировало любопытную ситуацию с голодом на конкретной планете, но с другой – сделало игру более логичной и позволило создавать специализированные планеты-житницы.

В-третьих, неплохо работают обновленные фракции. В Stellaris они опять-таки пришли из Europa Universalis (помните, там в определенный момент появились сословия? Так вот, новые фракции – считай, они и есть) и вписались в систему очень логично, объединяя всех индивидуумов с определенной этикой и напрямую влияя на их уровень счастья: эгалитаристы не очень рады кровавым имперским режимам, да и редкие любители инопланетян в ксенофобском социуме тоже. Движение в желаемом для фракции направлении повышает ее радость, что выражается и в более счастливых гражданах, состоящих во фракции, и в притоке ресурса influence (для баланса шведы зарубили ряд прежних технологий, повышавших его фоновый прирост).

У каждой фракции есть набор требований: скажем, индустриалистам приятен мир, большое количество энергокредитов на счету и контроль над стратегическими ресурсами

То есть в целом у нас есть набор хороших идей с исполнением разного качества – от терпимого до очень хорошего. С выходом адд-она Stellaris стал несомненно лучше, но, к сожалению, не смог стать идеальным. Провисающая середина партии по-прежнему лечится в основном подкручиванием ползунка «агрессивность AI». Да, хорошо, что есть такое средство, но именно в миттельшпиле осознаешь острую потребность в новых событиях, так называемых colony events, которые Paradox Interactive планировали всунуть еще в базу Stellaris, но не успели, и что-то по сию пору не успевают. Да и для космических аномалий необходимы новые цепочки событий: люди, отыгравшие хотя бы пяток партий, уже вряд ли найдут на просторах Вселенной что-то новое.

Но это, скорее, придирки. Повторюсь, играется с Utopia не хуже, чем без нее, зато теперь к финалу партии еще можно построить сферу Дайсона. В целом – неплохой вариант.

Вердикт
  • Рейтинг оригинальной игры 8.3
Оценка редакции
8.3
Оценка пользователей
9.3

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!