Иван Жилин, 21 сентября 2025

Раньше, конечно, игры столько не жили. Взять, к примеру, Europa Universalis IV, которая с нами уже тринадцать (вдумайтесь!) лет и только-только собирается обзавестись преемником. Это рекорд для всей серии и не только для нее. Другие флагманы Paradox, тоже пока не стареющие Stellaris и Hearts of Iron 4, не могут пока похвастаться столь долгой и активной (последний DLC вышел для EU IV в прошлом году) жизнью.

С одной стороны, это хорошо, верный маркер того, что игра остается актуальной и популярной. С другой стороны, подобное долголетие все-таки свидетельствует о некотором застое. С третьей – а что тут вообще можно такого нового придумать, это ведь стратегия от Paradox, а они все в каком-то смысле одинаковые. С четвертой – шведы наловчились придавать своим играм новый импульс, весьма радикально переделывая геймплей в дополнениях. Скажем, система эпох в EU IV появилась как раз в рамках такой вот кардинальной переработки системы технологического развития.

Кто последний в Амстердам?

То есть долгая жизнь проекта рождает и минусы, и плюсы, привлекает новую аудиторию и отпугивает старую (верно и обратное), но все соглашаются с тем, что пора бы уже и сменить коня на этой переправе. На том и порешили. В коноводы определена студия Paradox Tinto, которая как бы относительно новая, но на самом деле возглавляемая Йоханом Андерсоном, вторым человеком в шведской компании (а если учесть, что СЕО Фредрик Вестер больше про бизнес и меньше про гейм-дизайн, то и вовсе первым). И это правильно – несмотря на успех Hearts of Iron 4 у скуфов всего мира и Stellaris у игроков в 4Х-стратегии, флагманом компании остается именно Europa Universalis, и ей нужно уделить самое тщательное внимание.

И то, что мы пока видим, в целом подтверждает, что внимание уделяется. Авторы погрузились в детали с головой, на полную катушку используя при этом невероятно активное фанатское сообщество. Карты различных регионов игры выкладываются в общий доступ, причем не ради желания похвастаться безумным количеством провинций (а степень дробления на регионы действительно поражает), а чтобы запросить «помощи клуба». В выкладываемый пакет обычно входят карты национальностей (в терминологии игры «культур»), религий, государств и т.д., после чего разработчики внимательно прислушиваются к предложениям и мнениям народных масс. Правда, до конца не знаю, хорошо это или плохо: скажем, вполне ожидаемо, что при обсуждении карты России в первых же рядах возник некто, рассказавший, что в Смоленске до XIX века разговаривали на белорусском языке. Нельзя исключать, что подобная ерунда происходит и в других областях. Остается только верить в здравый смысл разработчиков.

Детализация – просто чума!

Лучшее – враг хорошего?

Что до геймплея, который будет на этой дико детализированной карте происходить, то он в целом окажется вполне привычен любителям «пародоксовских» игр. Скажем, авторы предпримут попытку включить в новую Europa Universalis персонажей – министров, военачальников, королей – в манере, снискавшей народную любовь в Crusader Kings; пусть не буквально такой и не столь детальной. Или вот слайдеры, которые отражают метание государства между двумя полярными подходами (скажем, абсолютизмом и либерализмом) и были знакомы по прошлым частям Europa Universalis или Hearts of Iron – они возвращаются! Привычна игрокам и концепция сословий, уже давно появившаяся в EU IV, хотя в следующей части эта механика явно будет куда более значимой.

Но есть поводы и для беспокойства. Желание «парадоксов» обеспечить максимальную репрезентативность всякого крохотного этноса понятно (повесточка!), однако имеется ощущение, что игра станет слишком детализированной. Тревоги добавляет и то, что авторы соорудили движок, который будет отслеживать каждого индивидуального жителя каждой провинции во всем мире – жив он или мертв, остался крестьянином или проапгрейдился до горожанина, а то и вообще собрал вещички и умотал в соседнюю провинцию. Это очень амбициозно и очень реалистично, но не сделает ли наши действия, а точнее, их результаты, менее предсказуемыми? Останется ли игра игрой и сможет ли человек в ней принимать осознанные, просчитанные решения?

Увлекательная география

Ответ на такой вопрос не столь очевиден, ведь Paradox предлагает в качестве опции передать искусственному интеллекту, скажем, войну или колонизацию, и сосредоточиться на политике и развитии народного хозяйства. Тревожный звоночек, ведь настоящий фанат Europa Universalis – это немножко склонный к микроменеджменту человек, которому ИИ для помощи в игре точно не нужен. Подобный заход шведы уже делали в Hearts of Iron 4 и, скажем так, это точно не тот пункт, который позволяет этой стратегии жить по сей день.

Так что, с одной стороны, давно пора зайти в эту реку в пятый раз, сменив (вернемся к метафоре из начала статьи) коня на переправе. А с другой – несколько тревожно. С этими играми в детализацию можно ведь и до мышей додетализироваться. Не хотелось бы.