Екатерина Адамова, 4 октября 2025

Серия Silent Hill пролежала в коме более десятка лет, но ее возвращение на рынок проходит с размахом: Konami буквально обстреливает игроков релизами. Вначале пробный залп в виде короткой, но бесплатной Silent Hill: The Short Message. Сразу за ней – неожиданно мощный ремейк второго «Тихого холма» за авторством маленькой польской студии Bloober Team.

И вот меньше чем через год – полноценное новое слово в серии, сказать которое доверили тайваньской Neobards. А ведь для нее это, между прочим, дебют.

Полмира до Сайлент Хилла

Давайте сразу по больному: Silent Hill f является самостоятельной историей без прямой связи с прошлыми играми франшизы. Тут нет ни зловещего культа, ни Пирамидоголового, ни знакомых монстров, ни самого городка Сайлент Хилл: действие разворачивается в чахлом японском поселке Эбисугаока, в 60-х годах двадцатого века. Даже туман тут далеко не такой густой, как в классических частях серии. Свою принадлежность к франшизе Silent Hill f оправдывает другим: заскоков и душевных травм у главной героини не меньше, чем у Джеймса Сандерленда, Хизер и Гарри Мейсона вместе взятых.

Правда, до них надо еще дойти, потому что поначалу на экране разворачивается типичная подростковая драма. У школьницы Хинако строгий отец, который пьет, дебоширит, колотит жену и пытается учить дочь жизни. До поры до времени жизнь девочки скрашивала старшая сестра, но ее выдали замуж, и она переехала, оставив младшую в семейном дурдоме.

Даже в худшие минуты Хинако не забывает вести дневник

После очередной ссоры с отцом героиня решает поплакаться в жилетку друзьям – но и там никакой поддержки. Одна подруга заняла у Хинако денег и не хочет возвращать, другая ревнует ее к общему другу, как будто он последний кусок пиццы в холодильнике. Сам друг морозится и мнется, словно что-то хочет сказать, но не решается. В общем, нормальные подростки, хоть сейчас закидывай в очередной Life is Strange и начинай решать их проблемы. Но не тут-то было: прямо посреди разговора ребят окутывает туман и вылезают чудища.

Чуды-юды тут все новые, выдержанные в провинциально-японской тематике: куклы, огородные пугала, мутировавшие люди. Они получились достаточно криповыми, но страшными их не назовешь, поэтому главная роль в нагонянии жути принадлежит аудиоряду (за него отвечал бессменный композитор серии, Акира Ямаока). Ну а геймдизайнеры, как могут, пытаются напугать скримерами и выскакивающими из ниоткуда монстрами.

У каждого своя коллекция

Монстров – бить!

Огнестрела в японскую глушь не завезли, поэтому с разнообразными тварями Хинако приходится разбираться в ближнем бою. Чтобы объяснить такую необычную прыть у вроде бы заурядной японской школьницы, авторы сообщают нам, что она увлекалась легкой атлетикой. Хотя лучше бы ходила на фехтование: атлетика атлетикой, но с нагинатами, камами и непременной водопроводной трубой девушка обращается неловко и атакует медленно – не то, что ее враги.

Боевую систему авторы Silent Hill f постарались разнообразить. Есть обычный удар – слабый, но быстрый. Есть сильный удар – медленный, но мощный. И – внимание, новинка! – есть удар с концентрацией. Если зажать кнопку концентрации, дождаться, пока шкала заполнится, и потом нанести сильный удар – он будет мощнее обычного сильного удара раза в два! Плюс есть парирование, отскоки и шкала выносливости, за которой нужно пристально следить: хоть девушка вроде как и спортсменка, но дыхалка у нее заканчивается очень быстро.

Вечная классика Silent Hill – металлическая труба – по-прежнему с нами

И все бы ничего (боевка в Silent Hill никогда не отличалась глубиной), но сотрудники Neobards считают, что у них получилось не «нормально», а «классно», поэтому на сражениях сделали прямо-таки акцент: примерно с середины Silent Hill f превращается в настоящий марафон однотипных схваток. Конечно, от монстров можно бегать, но во-первых, стамина не бесконечная; во-вторых, рискуешь пропустить какую-нибудь записку или лечилку. Ну и в-третьих, рано или поздно появится босс, и от него уже не убежишь – придется сдавать зачет по владению местной боевкой. А тренироваться надо было на ком? Правильно, на рядовых противниках. Так что пропускать их особого смысла нет.

Единственное, что может слегка остудить боевой пыл – это то, что оружие со временем изнашивается и ломается. Но так и на картах оно присутствует далеко не в единственном экземпляре, а Хинако не гнушается делать запасы: одну водопроводную трубу в руки, две другие – за пазуху. А еще в игре есть ремкомплекты, при помощи которых можно восстановить прочность любого оружия. По правде говоря, странно смотрится, когда школьница чинит погнутую трубу, просто что-то вокруг нее обматывая – но уж как есть.

К слову об инвентаре: тут «Необарды» очень сильно перегнули палку. В игре есть таблетки, бинты, аптечки, суши, шоколадки, чай, различные прохладительные напитки, – в общей сложности больше десятка предметов с одинаковым функционалом: лечить главную героиню. Еще их можно пожертвовать на алтаре, чтобы получить очки веры – а они, в свою очередь, уходят на покупку амулетов со всякими мелкими бонусами, да повышение максимального запаса здоровья и выносливости нашей Хинако.

Тяжелое бремя

С самого релиза сюжет Silent Hill f подвергается критике за то, что он во многом вертится вокруг «женских» страхов – хотя казалось бы, у Хизер их тоже было навалом, но это не помешало Silent Hill 3 стать культовой игрой. На что действительно можно обратить внимание, так это на моменты, когда повествование противоречит самому себе.

Решения головоломок, как обычно, зависят от уровня сложности

Например, еще в прологе в скриптовой сценке героиня легко перепрыгивает через изгородь – а когда в середине игры на ее пути встает точно такая же преграда, она долго и нудно ищет ключ от калитки. Или вот герои пытаются сбежать из города, но мост оказывается разрушен, и они принимают решение искать другой путь – спрашивается, а почему нельзя просто перейти на другой берег вброд? Тут и неглубоко, и недалеко. Но нет, видимо, боятся штаны замочить. Однако хуже всего, когда на героев нападает здоровенный монстр, они сбегают, – и тут же ударяются в меланхоличные воспоминания, как в детстве ходили на речку, головастиков ловить. Такие моменты выбивают из погружения.

Тем не менее, разгадывать сюжетный пазл достаточно интересно: в окружении много символизма, а для понимания деталей нужно пройти игру несколько раз. Как всегда, в Silent Hill f несколько концовок, причем большинство из них доступны только в New Game+, и там такое аниме начинается, что сразу понимаешь: да, это сценарий от автора «Когда плачут цикады».

Вместо привычной ржавчины город со временем опутывает паучья лилия

Делать больно по-другому

Neobards пыталась вывести франшизу за привычные рамки. Если рассматривать компоненты по отдельности, то у нее очень даже получилось: свежий, замороченный сюжет, не самая плохая боевка, красивая графика и аутентичная Япония. Но вместе они начинают друг другу мешать: только начинаешь проникаться атмосферой, как требуется нарезать толпу монстров на куски. Входишь в кровавый раж, – а тут нужно читать записку или смотреть неторопливую катсцену. Что касается сеттинга, то он в первую очередь ассоциируется с серией Fatal Frame, а не с Silent Hill.

В итоге не за что зацепиться, чтобы уверенно сказать, что это именно Silent Hill, а не какой-нибудь другой ужастик. Шаблоны разорвали слишком быстро, слишком капитально – и этого достаточно, чтобы многие поклонники серии отказались дать игре шанс. А ведь сама по себе она очень даже неплохая.

Вердикт
  • Игровой интерес 7
  • Графика 8
  • Звук и музыка 10
  • Сюжет 7
  • Ценность для жанра 7
Оценка редакции
7.5
Оценка пользователей
1

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!