Сергей Косин, 7 октября 2021

Far Cry – сериал любопытный, конечно: дожив, со всеми спин-оффами, почти до десятка выпусков, последние семь он фактически не меняется, оставаясь все тем же «Фаркраем», что в современной предапокалиптичной Америке, что в далеком первобытном прошлом. Даже оператор конвейера по надуванию бутылок для газировки, не видел, пожалуй, настолько конвейерного производства.

Невыносимо бестолковый сюжет, дико репитативный геймплей с зачисткой аванпостов на гигантских картах, плохонький стелс и не особенно увлекательная стрельба, в сумме, парадоксальным образом, всегда порождали сносную игру, которую раз за разом покупало такое количество людей, какового достаточно для того, чтобы этот карнавал продолжался.

Авторы Far Cry очень любят (но не умеют их делать) элементы паркура, поэтому вот такой вид вы будете наблюдать гораздо более значительную, чем хотелось бы, часть времени

Дегенеративное искусство

В этот раз, впрочем, разработчики воистину превзошли себя и новый Far Cry стал «рескином» старого Far Cry не только в геймплейном плане, но и в сюжетном. Хотя как раз сюжет нам обещали едва ли не лучший в серии. Тут, как и в четвертой части нас ждут герой, который и в герои-то особенно и не записывался со свитой из бестолковых разноцветных повстанцев, с одной стороны и как бы харизматичный диктатор с другой.

На этого самого диктатора в исполнении Джанкарло Эспозито делался особый акцент в промоматериалах, но вышло как всегда у Ubisoft – поверхностно и скучно. Отмороженный царь банановой республики несет напыщенную ересь про львов и овец и тысячами уничтожает свой народ за просто так. Его плоскости позавидуют злодеи из подросткового аниме, и даже немного удивительно, как вымышленный персонаж у не связанных рамками реального мира сценаристов получился скучнее любого диктатора этого самого реального мира, что из ныне живущих, что из сгинувших. Ни откровенной отбитости одних, ни зловещей, но искренней харизмы других, ни довольно хитрого гибридного тоталитаризма третьих. Лепя очередного диктатора, авторы, похоже, не ознакомились с темой даже поверхностно, поэтому дальше детского утренника у них не пошло.

Еще тут постоянно приходится слушать невыносимую латиноамериканскую музыку, и это при отличном оригинальном саундтреке

То же и с повстанцами, которых тут аж несколько группировок, одна придурошнее и бесполезнее другой. Что местные реднеки, у которых не проходит без эпичных провалов буквально ни одна операция. Что реперы-трансгендеры (да-да, а вы как думали?), вся война которых – сплошной балаган и позерство. И вот у этих клоунов главный герой будет на побегушках всю игру, снося обидные издевки и откровенные издевательства, но пытаясь зачем-то им понравиться. Зачем? Этим вопросом игра предлагает не задаваться.

Как и вопросом, что это вообще за произведение такое в итоге? Для комедии тут слишком плоские и тупые шутки, в которых обычно и юмора то нет, не то что остросоциальной сатиры или талантливой деконструкции произведений про диктаторов. К тому же, постоянное нытье (ну, между тупыми шутками) о тирании и угнетении, показная жесть и путешествия по лагерям смерти как-то не настраивают на слишком жизнерадостный лад.

В то же время, если отставить скоморошество в сторонку, весь сюжет про революцию невероятно плох даже по меркам совсем простых боевиков. Да что там, он плох даже по меркам прошлых частей серии. Во всем этом цирке с крокодилами в олимпийках, трансгендерами-повстанцами, крашеными под зебру конями, концлагерями и пытками, видится только одно: нарративная катастрофа, а также полное отсутствие смысла и минимального, хотя бы, вкуса.

Меньшинства на Яре, скорее большинства

Невыносимая повторяемость бытия

Непосредственно процесс свержения тирана особых сюрпризов тоже не несет. Хотя кое-какие перестановки в механике есть. Например, из игры убрали систему прокачки в том виде, в котором она была раньше. Теперь главный герой сразу умеет то, что раньше приходилось открывать постепенно. Ну, почти все, часть умений дает разная экипировка: перчатки там всякие с кроссовками и прочие кепки. Они же, шмотки в смысле, отвечают за дополнительную защиту от разных типов уронов и мелкие, на процесс особенно не влияющие бонусы. Экипировка как и оружие в массе своей распихана в сундуках по бесконечным фортам да лагерям.

Что характерно, сам набор опыта и рост в уровнях остался, но теперь он отвечает только за повышение ранга, который дает доступ к более продвинутому оружию и апгрейдам для него. Карта, в свою очередь, тоже разделена на районы с врагами разного ранга. Вдобавок, периодически, после определенных подвижек по сюжету, все районы разом повышают свой ранг – типа диктатор укрепляется. Ага, чем успешнее вы против него воюете, тем он сильнее – логика!

В итоге, при номинальном отсутствии совсем уж прямолинейной системы прокачки в игре, особенно по началу, регулярно встречаются моменты, когда какой-нибудь собаке патрульного нужно аж три попадания из снайперской винтовки, чтобы отправиться на радугу.

У главного героя теперь есть супероружие в виде рюкзака с начинкой несколько типов: от эффектной ракетницы до ЭМИ-бомбы

Зато позиции заметно сдала охота. К счастью, переводить животных в промышленных масштабах на колчаны с кошельками больше не обязательно. Но менее абсурдным крафт не стал. Для обвеса оружия глушителями да прицелами и модернизации транспорта нужны разной степени абстрактности материалы: от пороха до всяких переработанных крепежей, промышленных схем, прочных прокладок и обломков транспорта. Все это добро приходится пылесосить по карте в промышленных масштабах. Ну а если все равно не хватает, то уж тогда можно пойти потрошить крокодилов и прочих гусей да сусликов (Ubisoft вообще очень любит в своих играх элементы живодерства и всячески их смакует и поощряет) с целью обменять потом их глазки с носиками на все тот же пластик и прочие микросхемы.

Также ресурсы нужны на отстройку лагерей повстанцев, коих аж три штуки – и это последнее хотя бы относительно серьезное нововведение. В каждом лагере можно построить лишь по паре построек, а всего их шесть. Внимания заслуживает лишь одна из них – штаб Bandidos. Эти ребята ходят на операции за пределами карты, все они требуют какого-то количества реального времени, одного или нескольких командиров, которые вербуются на побочных миссиях, а также все тех же ресурсов. По истечении отведенного времени становится доступна маленькая текстовая операция о трех этапах, на каждом из которых нужно решить что делать, обычно обменивая часть ресурсов на какие-нибудь действия. Пустяк, короче, но все же приятный.

Петушиные бои – штука на удивление занятная, хоть и простая

Предсказуемым образом перечисленных изменений и нововведений и близко не хватает, чтобы как-то освежить впечатления от игры – слишком сильны и непоколебимы ее основы. Все та же невероятных размеров карта с помощью бесхитростного copy/paste заставленная одинаковыми блок-постами, лагерями и прочими базами. Снова куча коллекционных предметов и поражающих своей неуместностью активностей, вроде гонок на так же как и раньше скверно управляющемся транспорте. Снова нудноватый стелс как основа бытия в начале и привычный разнос всего живого ближе к концу. Да, при все том же не самом лучшем ганплее, когда вроде и бабахают пушки неплохо и импакт какой-то есть, но все это до сих пор на уровне третьей части, то есть не сдвинулось в лучшую сторону за эти годы ни на чуть-чуть.

Тут буквально повсюду чувствуется усталость и нежелание что-либо делать по существу, вас просто выпускают в гигантский мир добрым пинком и предлагают найти себе повод развлечься самостоятельно. Даже в сюжетный квестах как правило полностью отсутствует какая-либо постановка и режиссура. Разве что иногда показывают заставочки, которые теперь все от третьего лица и даже с говорящим главным героем, все таким же, впрочем, бессмысленным и безвольным, как и его немые предшественники.

Лучшую концовку, как это бывает в поздних «фаркраях», можно получить буквально сразу после вступления

Сойдет

В итоге, Far Cry окончательно превратился в такой Just Cause курильщика. Тут тоже есть парашют, винг-сьют, крюк-кошка, разная плохо управляемая техника, гигантский мир, тупой сюжет, однообразный процесс и свержение диктаторов. Только все примерно в десять раз медленнее и во столько же раз унылее. Даже там, где по идее задумывалось задорное времяпрепровождение, все превращается в какой-то невеселый карнавал. Петухи-мутанты разносят деревню? Вот вам десять минут унылого поиска и уничтожения их яиц с отстрелом редко и с неохотой нападающих пернатых зверюг. Художница разукрасила угнанный танк, нацепила на него гигантские колонки и отправила устраивать на нем погром? Это означает, что вас ждет пятнадцать минут тряски в этом корыте, пока вы будете искать и уничтожать в деревне восемь билбордов диктатора. То же и с набегами на плантации табака, и штурмом тюрьмы, и вообще всем.

Можно ли получать от такого процесса удовольствие? Можно, если вас устраивает не в первый и даже не в пятый раз делать ровно одно и то же, только с чуть другими переменными. Или если нужен вот такой виртуальный туризм с винтовкой, а на наполнение его уже абсолютно наплевать, лишь бы было в кого пострелять. Или если у вас есть друг, с которым вживую особо не пересечешься, а вот посидеть в кооперативе за чем-нибудь, не способным отвлечь от общения, хочется. И судя по всему, людей которым нужно именно это, достаточно большое количество. Но не отметить тотальную стагнацию сериала невозможно. У Far Cry есть большой потенциал, а у Ubisoft ресурсы на его реализацию, но вот энтузиазма, готовности и желания вывести серию из порочного круга трэш-шапито и однообразия, похоже, нет. Ну, может в следующий раз.

Вердикт
  • Игровой интерес 6
  • Графика 8
  • Звук и музыка 7
  • Дизайн 4
  • Ценность для жанра 5
Оценка редакции
6
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!