Александр Артемов, 5 июля 2023

Начнем с главного и поначалу неочевидного: Final Fantasy XVI – вовсе не JRPG. Да, это японская игра по духу, который проявляется начиная с многочисленных, масштабных и очень крутых постановочных сцен и заканчивая фансервисом вроде желтопузых ездовых птиц чокобо и других подобных элементов. Но в шестнадцатой части эта японщина ушла на второй план, а сама Final Fantasy XVI выглядит так, что ее вполне могли выпустить авторы третьего «Ведьмака» или какой-нибудь Kingdom Come: Deliverance. С поправкой на то, что бюджет у новой «финалки» по-настоящему фантастический, и это видно с первых минут.

Столько зрелищного и эпичного действа нет даже в лучших эпизодах «Игры престолов». Телеэпик HBO, кстати, упомянут тут не случайно. Разработчиков обязали ознакомиться с творчеством коллег по развлекательному цеху, чтобы те вынесли оттуда самое ценное: закрученный сюжет, политические и дворцовые интриги, а также кровожадность и бескомпромиссность повествования. В то же время средневековый мрачняк разбавлен изрядной долей магии и непривычных для такого сеттинга технологий. Не забыли также традиционных для «финалки» монстров, персонажей и волшебных существ, запутанный интерфейс и чертовски красивую музыку. А вот боевая система была придумана заново, причем явно с оглядкой на уже упомянутого «Ведьмака». Получилось ярко, мощно и предельно понятно. Впрочем, есть некоторые нюансы.

Игра настроек

Первое и самое важное нововведение – уровень сложности теперь многогранен не просто как стакан, а как стакан с кубиками для игры в настольный Warhammer. Сперва выбираете, что вам важнее – сюжет или геймплей. От этого зависит сложность боев. Далее можно добавить автоматические настройки – наведение и прицеливание. Ну и на десерт – аксессуары для главного героя. Они помогут с атаками, лечением и уворотами. Если хотите мощного бескомпромиссного экшена, отключайте эти костыли, и тогда в бою все решит скилл. Если номера ваших любимых «финалок» попадают в интервал с первой по десятую части, а пальцы уже не слушаются, то сделайте себе поблажку. И тогда даже верный спутник героя, песоволк Таргал, будет периодически лечить вас в перерывах между покусыванием противников.

И вновь продолжается бой

Бои в финалке – основной элемент игры. Если история падения и взлета королей, принцев и прочих интриганов – ее мозг, то боевка – пламенное сердце. Враги бывают разных типов. Например, обычные и прокаченные. У последних имеется желтая полоска под линией здоровья; обнулите ее и наступит короткая фаза ошеломления, когда, как говорится, «бей - не хочу». Также есть особые монстры с фиолетовой меткой – особо лютые, за которых дают много опыта и прочих полезностей. Потом идут мини-боссы, они в основном встречаются по сюжету. Ну и самый смак – боссы. Вот тут боевая система раскрывается во всем великолепии. Поверьте, каждая битва с таким противником – уникальна, а если это айкон – супербосс стихии – то она запомнится вам надолго. Как минимум, эпичностью размаха и постановки. Как максимум, часовым сражением и уставшими пальцами.

Если баталии с остальными противниками развиваются примерно по одной и той же схеме: подскакиваем к ним, используем пару умений одной стихии, пару другой, потом третьей, уворачиваемся от атак и ждем, когда восстановятся спецприемы, то к боссам нужен индивидуальный подход. И это не просто кинцо с QTE – это произведение видеоигрового искусства. Когда от красивейшей сцены представления происходит мгновенный переход к геймплею – натурально падает челюсть. Поле битвы меняется каждые несколько минут, появляются новые механики атак, меняются условия сражения и его участники... Весь процесс уничтожения боссов – от первых ноток оркестровой музыки, до финального победного удара – такой неистовый концентрат эпичности, экшена и визуального оргазма, что по сравнению с ним блекнут великолепные битвы из трилогии Bayonetta и Asura’s Wrath. Не верите – посмотрите на YouTube, а лучше – проверьте сами. Если из Final Fantasy XVI убрать вообще все, кроме сражений с боссами – останется отличная игра часов на 10-12.

Брат ты мне или не брат

Что же тогда расширяет хронометраж игры? Сюжетные катсцены и постановочные ролики точно займут больше половины всего прохождения. История двух братьев, главного героя принца Клайва и желтоволосого Джошуа – основа повествования. Второстепенные персонажи, злодеи и все остальные лишь помогают раскрыть их характеры и взаимоотношения. А красной нитью через всю историю проходит тема борьбы за свободу и права человека против самой природы рабства. Впрочем, без всякой повесточки. Ну, почти.

Без спойлеров рассказать можно следующее: в средневековом мире Валистия есть несколько крупных государств, периодически скатывающихся в междоусобицу. У каждого в центре – волшебный кристалл, дающий возможность использовать магию. И каждое защищает доминант – высокородный воин, способный призывать айкона на поле боя.

Клайв – старший брат. Он переживает, что не унаследовал доминантный ген, в отличие от Джошуа. Который, впрочем, по сравнению с братцем слабоват и душой, и телом. Королева-мать, тем не менее, больше любит именно его, а Клайва всячески презирает. Хотя казалось бы – родной сын. А отец любит всех, но кругом враги, поэтому надо защищаться любыми способами. Ну и дальше будет такой коктейль из «Игры Престолов», Dragon Age: Inquisition и третьего «Ведьмака», что без спойлеров никак.

Просто поверьте – это очень сюжетная игра, и сюжет тут весьма неплох. Иногда он провисает, причем провисает серьезно, в угоду прокачке и выполнению необязательных заданий. Но это становится заметно лишь на фоне лихо закрученных событий в яркие моменты действа. И если вы дошли до «пауз», пережив зрелищнейшие эпизоды масштабных битв – значит, пора отдохнуть. Играть без перерыва 5-6 часов очень сложно. Физически тяжело.

Куда пойти работать?

Имеется в Final Fantasy XVI и немало дополнительных заданий – поначалу вроде простых – подай-принеси, убей-поболтай. К счастью, почти все квесты неплохо озвучены, поставлены и на удивление логичны. Помогаете ли вы незадачливому подмастерью выковать его первый нож, сопровождаете ли скучающего ученого в экскурсии по опасным развалинам или собираете четырех друзей на пьянку – все это глубже погружает вас в игровой мир, дает исторический контекст, а при успешном завершении – опыт, славу, ценный лут и деньги. Выполнение некоторых квестов, кстати, сильно поможет в дальнейшем прохождении, в частности при перемещении по миру и во время прокачки.

Также здесь можно поохотиться на очень мощных монстров, но сперва их необходимо найти, буквально по объявлению на особой доске почета. А если и этого мало – исследуйте мир. Интересного и красивого вокруг полно. От ценных заначек до редких ресурсов и врагов. Причем если какое-то место по сюжету больше недоступно, его всегда можно навестить с помощью специального камня, чтобы добить недобитых, найти ненайденное и увидеть недосмотренное. Ну а трофеи можно либо использовать в боях, либо отнести, например, на кузницу, где ремесленник скует вам новое оружие или улучшит имеющееся.

О дивный новый мир

PlayStation 5, хоть иногда и со скрипом, но оправдывает свою покупку и дарит те самые ощущения, что мы ждали от игр на старте консоли. Здешний мир нельзя назвать открытым, но некоторые локации весьма велики, и заплутать где-нибудь в пустыне или среди скал вполне реально. Сочная яркая картинка на 4К-экране с включенным HDR вполне может демонстрироваться в «Википедии» в качестве иллюстрации для статьи «Некстген». Причем благодаря SSD грузится вся эта красота почти моментально. Визуально стиль относит нас в средневековую Европу: виноградники, мельницы, корабли, замки и поля – все оттуда, из книжек Вальтера Скотта и Мориса Дрюона.

На выбор есть два режима – «производительность» и «качество». Если хотите выжать максимум из экшена, то рекомендуем первый. Второй же подойдет только для эстетов. Сюжетные ролики невообразимо хороши и там, и там, а вот в битвах с большим количеством спецэффектов и участников возможны подтормаживания (причем в обоих режимах).

Путешествия по карте довольно условны – фактически это наборы биомов с обелисками-телепортерами. Схема эта удобна, особенно когда надо сдавать квесты гражданам Валистии. Одеты которые под стать эпохе – кто в обносках, кто в доспехах, кто в дорогих платьях. Жаль только, что наряды почти никто не меняет – максимум добавляется накидка с капюшоном. Те же напарники Клайва – что в битве, что на романтическом ужине – всегда в одном и том же. Даже верный пес и тот почти не меняется, а ведь такой мог бы быть простор для кастомизации: ошейники, намордники, упряжи в конце концов!

И все-таки она ролевая!

Что же осталось от RPG в новой финалке? Прокачка героя – автоматическая, по мере набора уровней. Прокачка способностей айконов – довольно занятная, жаль только, что ближе к концу игры вы выберете себе одну-две сущности и прокачаете их максимально, чтобы выносить врагов как можно эффективнее, а остальные даже не будете использовать. Радует, что очки этой прокачки всегда можно перераспределить заново. Это полезно в тех случаях, когда добыт новый айкон, и его способности нравятся вам больше, чем у предыдущих. Диалогов с героями много, но вот выбора ответов катастрофически мало, что, конечно, отыгрышу роли не способствует. Изготовление и прокачка оружия и прочего крафта – на минималках. Даже обидно, добыл тонны всяческих ресурсов, а потратить или применить их некуда. Зато вот музыка узнается без труда любым фанатом серии. Великолепная, мощная, оркестровая, чарующая, с нотками ностальгии, эмбиента, иногда удивляет и всегда радует. Впрочем, как и в предыдущих частях серии. Высший уровень музыкального мастерства.

Что в итоге?

Final Fantasy XVI – самая взрослая игра серии (сменившая на этом посту Type O), а по количеству крови, нецензурной брани и откровенных сцен она легко посоперничает с тем же третьим «Ведьмаком». Но не это ее основное достоинство. Лихо закрученный сюжет, интересная боевая магическая система и потрясающие битвы с боссами – то, ради чего стоит преодолеть длинное многочасовое обучение-пролог и провисающие моменты истории.

Наконец-то на консолях текущего поколения стали выходить игры, которые и по визуалу, и по геймплею оправдывают покупку этих самых консолей. Есть технические огрехи, но их со временем наверняка поправят. Однако играть и получать удовольствие можно и нужно уже сейчас. Тем более, что есть сносный литературный перевод на русский язык. Да и дисковая версия «Финалки» у нас вполне доступна, что в текущих условиях – безусловный плюс. Нам в редакцию, например, копию для обзора предоставила компания «Ачивка», не давая запылиться редакционной PS5.

Окупятся ли многомиллионные затраты на разработку и продвижение Final Fantasy XVI? Безусловно, да. Несмотря на временную эксклюзивность, она уже в топах продаж. Что будет с серией дальше, после выхода второй части ремейка Final Fantasy VII? Похоже, налицо нумерологический кризис, когда число в названии запутывает покупателя сильнее, чем хитросплетения сюжета. Но как бы ни называлась новая игра, хочется верить, что эта фантазия разработчиков не окажется последней.

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 10
  • Звук и музыка 10
  • Дизайн 9
  • Ценность для жанра 9
Оценка редакции
9.3
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!