Сергей Соболев, 4 марта 2024

В этом году 21 февраля запомнилось не только ожиданием привычного водопада новеньких носков и принадлежностей для бритья, который должен был вот-вот пролиться на сильную половину играющего человечества. Но и тем, что в этот день вышла (а точнее – выбралась из раннего доступа, в котором пребывала аж с весны 2019 года) Last Epoch. Игра в жанре «изометрическая экшен-RPG» или в просторечье – «Диабла». С учетом того, что великий и ужасный его родоначальник нынче что-то совсем захирел, а релиз Path of Exile 2 по-прежнему прячется где-то за горизонтом, у инди-разработчики из Eleventh Hour Games имелся неплохой шанс, что называется, «застолбить поляну».

– Сова, открывай, медведи пришли!

Первое слово, которое приходит на ум при взгляде на Last Epoch – «бюджетно»: тут нет ни потрясающей красоты видеороликов, ни передовой графики. Добротно, но ничего сверхъестественного. Не тормозит – и на том спасибо. Схожие эмоции вызывает и сюжет: есть Оробисс, некое Вселенское Зло, которое непременно надо поставить на колени и зверски убить, есть загибающийся от подозрительной фиолетово-тентаклиевой заразы мир Этерра, который надо спасать. В общем, поди туда, прибей тех и постарайся не загнуться сам.

Классовое строительство

По части геймплея все привычно и знакомо: свежесозданный герой отправляется топать по лесу в поисках неприятностей, а неприятности хищно клацают жвалами уже за первым поворотом тропинки. Дальше начинается милое сердцу любого поклонника жанра рукоприкладство. Первый штабель тушек противников, второй, level up, еще один, первый навык, первый level-up навыка… И вот тут уже все становится интереснее, но не будем забегать вперед.

Ресторан «У конца Вселенной»

При создании персонажа на выбор дается пятерка классов (маг, аколит, убийца, страж и некий дикарь, смахивающий не то на варвара, не то на друида). В процессе прокачки каждый из них сперва осваивает базовый набор абилок, а затем выбирает одну из трех специализаций, которые, как правило, кардинально меняют игровой процесс. И если, скажем, деревом пассивок нынче никого не удивишь, то вот наличие уровней прокачки и собственного дерева талантов у каждого(!) навыка уже впечатляет. И ладно бы там были какие-нибудь руны, дающие небольшие приятные бонусы, как в Diablo 3 – но нет, «забравшись под капот», все можно перекурочить так, что родная мать не узнает.

Привет из прошлого

Если вы из тех старожилов, кто четверть века назад играл на Super Nintendo в отличную JRPG Chrono Trigger (ну или хотя бы в ее РС-версию, вышедшую в Steam в 2018 году), то основная локация-хаб Last Epoch, The End of Time, вам может показаться знакомой. Схожее название, за главного – все так же старичок Гаспар, а машина времени хоть и скукожилась до карманного артефакта и больше не способна с комфортом перевозить ваш личный гарем анимешных героинь (да и гарема-то нет, если на то пошло), по-прежнему зовется Epoch.

Взять, к примеру, обычный такой скилл Healing Hands. В базовой версии это копеечная «аптечка», на которую не каждый паладин позарится – места на панели быстрого доступа все же немного. Однако при прокачке «хилка» начинает жечь противников огнем и автоматом кастоваться при ударах в ближнем бою. А то и вовсе может обездвижить врага или превратиться в «рывок», позволяющий догнать убегающего моба или выскочить в последний момент из-под мощного удара босса – и все это без утраты базового функционала. Схожим образом можно настроить любой навык без исключения, что дает огромный простор при построении билдов.

Самое приятное – в отличие от той же Path of Exile, где человек, играющий без гайда, потратив десяток-другой часов на прокачку рискует понять, что билд вышел кривой, персонаж безнадежно «запорот» и проще создать нового, чем «починить» имеющегося – в Last Epoch все, кроме выбора класса и специализации можно безболезненно пересобрать практически «на ходу». Сброс пассивок стоит копейки, а прокачка новых навыков с нуля занимает совсем немного времени – экспериментировать можно сколько угодно.

Говорила мне мама, настрой лут-фильтр по-человечески…

Не меньший простор тут и в том, что касается подбора экипировки. Можно прокачивать снаряжение, менять и добавлять предметам свойства... Словом, делать кучу всего. Лута при этом в игре неприлично много, так что настоятельно рекомендуется настроить фильтр, благо делается это сравнительно просто, при помощи встроенного меню.

Куда пойти, кого убить

Теперь давайте разберемся с тем, куда можно нашего терминатора направить. Есть довольно продолжительная сюжетная кампания (если бы она еще не обрывалась в версии 1.0 на самом интересном месте – цены бы ей не было), есть арена, на которой череда схваток с мобами попроще завершается битвой с боссом, есть несколько подземелий разного уровня сложности. Плюс, пожалуй, главное развлечение для прокачанных персонажей – система Монолитов, эдаких изолированных параллельных вселенных, в которых по тем или иным причинам случился конец света, а герою предлагается ситуацию если не исправить, то хотя бы примерно наказать очередного сбрендившего бога или всесильного мага.

Шаг влево, шаг вправо – расстрел!

Оформлено это по схожему с Атласом из Path of Exile принципу. Игрока запускают на скрытую «туманом войны» карту, которая состоит из висящих в бесконечном «ничто» островков. На каждом необходимо выполнить некое задание, чаще всего – перебить указанное количество противников или пришить какого-нибудь мини-босса. Набрав таким образом требуемое количество очков «стабильности» и выполнив пару квестов, вы получаете право бросить вызов главному плохишу. Затягивает это дело со страшной силой.

Также нельзя не упомянуть о довольно изящном решении по части игровой экономики, которую в Last Epoch увязали с системой фракций. Работает оно следующим образом. Любой лут, выпадающий, пока вы бегаете с кем-то в группе, можно свободно передавать другим членам этой группы. Плюс при нахождении в группе время от времени попадаются особые предметы, т.н. «резонансы», которые действуют, как подарочные купоны на имя конкретного игрока, позволяющие подарить ему (и только ему) какой-нибудь предмет, который вы раздобыли в сольных походах. То есть, если условный Вася по вечерам бегает с не менее условным Петей и фармит Монолиты, у Васи будут копиться «резонансы Пети», а у Пети, соответственно, «резонансы Васи». И если Вася потом за утренним кофе решит побегать в одиночку и внезапно выбьет меч-кладенец, о котором уже неделю мечтал Петя, потратив один «резонанс» можно сделать другу подарок.

Может и не шестикрылый серафим, но хоть в люди выйти не стыдно!

А вот доступ к полноценному аукциону имеют только игроки, вступившие в Merchant’s Guild. Причем продать любой предмет можно лишь единожды, а использовать – только будучи членом этой гильдии. Учитывается тут и репутация: никто не даст новичку нахапать легендарок, сначала придется торговать чем попроще.

Казалось бы, беспроигрышный вариант, здорово расширяющий способы получения экипировки, но есть у него и не менее притягательная альтернатива: местный клуб звездочетов, Circle of Fortune. Астрологи наловчились манипулировать вероятностями и члены этой фракции гребут лут практически двумя руками. Им выпадает в разы больше уникальных предметов, свойства на выбитой экипировке – мощнее, да еще имеется и доступ к пророчествам, читай – мини-квестам с крайне вкусными наградами. Из ограничений – выпавший «по блату» лут могут использовать опять-таки только свои. Да и самые приятные бонусы, вроде возможности заполучить все недостающие куски из какого-нибудь набора, как только вам выпадет хотя бы один предмет из него, доступны только на высших уровнях фракции.

Если собираетесь отправиться в Last Epoch вместе с друзьями, то вопросом «к кому примкнуть?» лучше определиться заранее. Хоть решение и можно поменять, но больно долго придется копить репутацию для получения самых жирных «плюшек».

– Извините, а в Мордоре этот орел останавливается?

Через тернии

Есть у игры и минусы, куда ж без них. Во-первых, не то аппаратные мощности были закуплены довольно средние, не то сетевой код подкачал, но первые несколько дней сервера под наплывом желающих постоянно падали и пробиться в Last Epoch было практически невозможно, а пробившись, игроки нередко вылетали с ошибкой при первой же смене локации. Во-вторых, просто отвратительная русская локализация. Тут и несовпадающие термины в описаниях однотипных навыков, и не самый удачный шрифт… В общем, если вы хоть что-то помните из школьного курса английского, играть лучше на нем – сэкономите нервные клетки. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, несмотря на гордое «версия 1.0» в названии, здесь еще хватает контента, который к релизу доделать банально не успели. Ни внятного окончания сюжета, ни ПвП-арены, ни каких-то глобальных целей в Last Epoch на сегодняшний день еще нет. Да, Монолит и подземелья на высоком уровне сложности способны занять на приличное количество часов, но не более того, а дальше останется только качать других персонажей. В-четвертых, уже упомянутая графика, которую никак не назовешь впечатляющей.

Стоит ли играть в свете вышесказанного? Скорее да, чем нет. Геймплей приятен и довольно разнообразен. Не может не радовать и тот факт, что в здешнем магазине за реальную денюжку и в самом деле можно прикупить исключительно не влияющую на игровой процесс косметику. Так что если жанр как таковой вам по душе – Last Epoch можно смело покупать и осваивать. Шансы понравиться у нее очень даже неплохие.

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 7
  • Звук и музыка 6
  • Дизайн 8
  • Ценность для жанра 8
Оценка редакции
8
Оценка пользователей
10

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!