Гнэл Унанян, 9 октября 2020

Microsoft Flight Simulator – одна из старейших игровых серий. Дебютировав в 1982 году, она пережила ровно десять реинкарнаций, прежде чем в 2006-м окончательно исчерпать потенциал исходной идеи «выбираем маршрут, летательный аппарат и летим из пункта А в пункт Б».

Примерно в это же время в Microsoft созрела совсем другая парадигма процедурно генерируемого мира, не скованного рамками дизайна уровней. Однако на тот момент эта концепция была нереализуема по техническим причинам. В чем Microsoft убедилась на практике, выпустив в 2012 году совершенно неудобоваримый Microsoft Flight. Идею, а вместе с ней и всю серию пришлось убрать в дальний ящик на долгие годы.

Детализация Кремля просто потрясающая

Индустрии понадобилось около десяти лет для того, чтобы наработать необходимые технологии и обкатать их на менее масштабных проектах. Еще в 2009 году французская студия Asobo на деньги Codemasters выпустила гоночную Fuel, где на площади примерно в 15 тысяч квадратных километров опробовала алгоритмы процедурной генерации топографически достоверного ландшафта. Тогда, правда, еще не было толком обучаемых нейросетей, поэтому местность в Fuel была по большей части дикой и пустынной. Но определенные наработки из того проекта перекочевали в MSFS. Так что же представляет собой новый симулятор от Microsoft?

Это, по сути, несколько движков, работающих параллельно. Подстилающая поверхность генерируется процедурно на основе порядка двух петабайт фотографий земной поверхности, подтягиваемых с облачных серверов Bing Maps. Наконец-то Microsoft нашла полезное применение своему картографическому сервису. Применяя к этим фотографиям алгоритмы фотограмметрии, движок определяет какой из имеющихся в библиотеке примитивов больше похож на изображенный на фото объект и вставляет на это место соответствующую модельку. Получается довольно неплохо, особенно, когда речь идет о массивах однообразных объектов: леса, водоемы, спальные районы мегаполисов, утыканные типовыми многоэтажками. Конечно, иногда алгоритм может засбоить и разместить какой-нибудь торговый центр или фрагмент гидростанции прямо посредине Скалистых гор, но в большинстве случаев движок справляется с генерацией поверхности вполне сносно.

За это определенно стоило заплатить 15 Евро

О, дивный новый мир

Совсем другого рода проблемы возникают при обработке уникальных зданий. Их генератор не опознает или опознает неверно, втыкая вместо Биг Бена обычную многоэтажку, а Колизей, превращая в обычный пруд прямо посреди Рима. Тут уж приходится работать ручками, и в основном этим заняты партнеры Microsoft – небольшие сторонние студии, которые разрабатывают дополнения с модельками городских достопримечательностей. Где-то в пределах от пяти до пятнадцати евро можно приобрести тот город, над которым вам хочется полетать со вкусом. Не дремлет и сама Asobo, в последнем на момент написания статьи обновлении появилась прилично детализированная Япония с хорошо проработанными аэропортами. Но если хотите рассмотреть в подробностях Токио, то все-таки лучше заплатить за Tokyo Landmarks Pack.

Помимо реалистичной поверхности в MSFS должна быть и реалистичная погода. С этим пока проблемы: какая-то погода, конечно, моделируется и она вполне правдоподобная для выбранных координат и времени года, но с реальной погодой в выбранной точке мира на момент совершения полета частенько не совпадает. Тут на помощь разработчикам тоже спешат энтузиасты, разрабатывая погодный движок, основанный на данных METAR. Это особый код, описывающий фактическую погоду в конкретном аэропорту. В реальной жизни METAR используется для планирования воздушного движения и распространяется свободно. Пока этот адд-он находится в состоянии беты, но есть хорошие шансы, что его доведут до ума.

Токио проработан довольно подробно

Пора на взлет

Все намного сложнее с симуляцией воздушного движения. По понятным причинам реальная воздушная обстановка над аэропортами является закрытой информацией, поэтому MSFS приходится изображать напряженный траффик, не симулируя его. Если вы играете на максимальных настройках реалистичности, то вас на входе в зону примет диспетчер – его изображает программа синтеза речи – и выдаст эшелон, номер полосы и прочие необходимые данные для захода на посадку. Но даже если вы грубо нарушите заданные параметры глиссады или зайдете не на ту полосу, вам ни за что не столкнуться с другим бортом. Единственной расплатой за воздушное хулиганство будут снятые баллы за выполнение полета.

Во всем остальном, что касается аэронавигации, MSFS просто великолепен. Недаром в свое время FAI засчитывала пилотам-любителям часы налета в MSFS за экзамен по навигации. Работа систем самолетовождения, симуляция радиотехнических средств портов от простых маяков до курсоглиссадных приводов, дублирование радиосигналов в звуковом диапазоне, радиообмен с диспетчерами, спутниковая и даже инерциальная навигация – все работает традиционно аккуратно. Конечно, на некоторых типах самолетов есть определенный функционал, который просто не реализован. Но то, что сделано – сделано на «отлично».

Национальный парк Серенгети. Жирафы

Естественно, что у такого сложного программного комплекса как MSFS есть определенные детские болезни и трудности роста, но пока разработчики демонстрируют решимость искоренить первое и преодолеть второе. Если французы не врут, и blackshark.ai действительно самообучающийся искусственный интеллект, то дела во временем должны пойти на лад.

Нам разум дал…

Базовый авиапарк представляет собой россыпь легкомоторных аппаратов, особенно полезных для новичков, пару бизнес-джетов и два лайнера: классический Боинг 747-8 и модерновый А320neo. Поскольку российское подразделение Microsoft любезно предоставило редакции делюксовую версию MSFS, то в наше распоряжение попал также и Боинг 777-10. Это дало возможность ознакомиться с последними достижениями американского авиапрома. Достижения, кстати говоря, такие, что наиболее популярным лайнером в MSFS на данный момент является «Эйрбас».

В Домодедово мы прибыли уже затемно

И это несмотря на то, что в текущей версии A320neo имеет некоторые проблемы с корректным исполнением отдельных режимов автопилота, а также урезанный функционал приборной панели. Из-за этого плановые полеты на «Эйрбасе» проходят хорошо, а вот отрабатывать нештатные ситуации типа отказа двигателя или возгорания на борту невозможно.

Отдельно хочется отметить присутствие в базовом наборе легкомоторных машин, оснащенных полноценной системой самолетовождения. Например, Cessna 172 Skyhawk с Garmin G1000. Это позволяет начинающим пилотам освоить полет по приборам, работу с системами аэропорта, разработку маршрута для автопилота и прочие необходимые навыки, управляя не громоздким лайнером, а легким в управлении аппаратом, прощающим ошибки.

Cessna 172 – лучший тренер по аэронавигации

Внешние модели самолетов и кокпитов выполнены безупречно. То же самое можно сказать об анимации шасси и механизации. Видимо, модели летательных аппаратов проходят серьезную проверку перед тем, как попасть в игру. Об этом же косвенно свидетельствует крайне малое количество новых самолетов во встроенном магазине, аэропортов и достопримечательностей существенно больше – видимо их гораздо проще проводить через сертификацию.

Синдром первопроходца

Microsoft Flight Simulator открывает новую страницу в истории интерактивных развлечений, по крайней мере по части технологий. Если издателю удастся доказать коммерческую эффективность активного использования облачных технологий в игре с процедурной генерацией мира, если Microsoft сможет создать вокруг MSFS прибыльную и творческую экосистему создателей контента и превратит сам симулятор в саморазвивающийся продукт, то в будущем обязательно появится немало игр с открытым миром, построенным по аналогичному принципу.

Конечно, как и любому первопроходцу, Asobo достанется большая часть камней и тухлых овощей. И конечно же тем, кто пойдет по их стопам будет проще. Жизнь устроена так, что успех чаще выпадает на долю вторых, но слава всегда остается с первыми.

Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 9
  • Звук и музыка 9
  • Реализм 9
  • Ценность для жанра 10
Оценка редакции
9.1
Оценка пользователей
9.4

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!