Сергей Косин, 7 февраля 2017

Когда дело касается выпуска очередной части Yakuza за пределами родной Японии, Sega становится не по-азиатски ветрена и непредсказуема. Может, руководствуясь какой-то своей логикой, вырезать из игры часть контента, может вообще не выпустить версию для гайдзинов, а может затянуть с локализацией на пару лет.

Последний вариант случается регулярно, и Yakuza 0 – не исключение: в стране восходящего солнца она вышла еще в марте 2015-го, остальному же миру пришлось ждать без малого два года.

Родной Камурочо

Присказка

Бытует популярное мнение, что Yakuza (на родине игра выходит под названием Ryū ga Gotoku, что можно перевести как «Подобный дракону») – такая японская версия GTA, однако общего между ними разве что бандитская тематика, да и то очень условно. На самом деле Yakuza – натуральный beat’em up с ролевыми элементами в микроскопическом открытом мирке, ограничивающимся, как правило, парой районов. Никаких больших городов, угонов машин (герои ходят исключительно на своих двоих), грабежей и геноцида полиции тут нет и никогда не было – собственно, криминалом как таковым заниматься обычно практически не приходится.

Другая отличительная черта, которая может показаться гайдзину дикой, заключается в том, что от выпуска к выпуску основные элементы сериала вообще не меняются. Даже место действия, как правило, одно и то же – вымышленный токийский район Камурочо, в добавку к которому дают еще какую-нибудь локацию (и только иногда – больше; например, в Yakuza 5 выделили аж пять штук). Для наглядности – представьте, если бы в Assassins Creed семь частей кряду действие происходило в одном и том же районе Венеции (с эпизодическими выездами в разные захолустья), а историческая эпоха и весь игровой процесс не менялись бы вообще.

Среднестатистическая японская аптека выглядит так, будто ее оформитель уже продегустировал самый интересный товар

Зато тут всегда интересный сложносочиненный сюжет. Он стоит в сериале на первом месте, поэтому и подается с размахом, в исключительно многословных диалогах и двадцатиминутных заставках. Главным героем саги является на лицо суровый, добрый внутри молодец Кадзума Кирию. Несмотря на статус бывшего якудза и адский, учитывая количество частей сериала, хронометраж его истории, довольно трудно сыскать у Кадзумы поступок, который можно было бы назвать по-настоящему плохим. Наоборот, большую часть своей жизни он так или иначе помогает людям: спасает попавшую в беду девушку, содержит частный детский дом, пытается примирить враждующие кланы – в общем, занимается нехарактерными для бандита делами.

Сказка

Вот и в нулевой части, действие которой происходит в 1988 году, юный еще Кирию не пятнает свою репутацию банальным рэкетом, выпасом путан, избиением полицейских и прочими радостями жизни средневзвешенного криминального элемента. Есть у него дела поважнее и поблагороднее: герой покидает стройные ряды клана, дабы смыть с него и себя страшный позор убийства, которое он, разумеется, не совершал. Слегка отлупить должника и забрать причитающиеся деньги – это да, но чтобы убивать, такого не было. А вот полиция в злополучном переулке нашла почему-то уже холодный трупик. Как так вышло – и предстоит разбираться герою, вскрывая по ходу расследования коварные заговоры и подлые предательства ради передела ценной земли Камурочо.

Кирию серьезен и смертоносен

Вторым героем Yakuza 0 стал Горо Мадзима – также ветеран серии, одноглазый проходимец, балабол и по совместительству управляющий популярного осакского кабаре. Столь почетная работа Горо не в радость, потому как по факту является золотой клеткой, в которой его держит родной клан, предварительно изгнав из своих рядов. Горо же отчаянно хочет обратно, и таки получает шанс вернуться: ценой обратного билета является убийство, только вот цель оказывается очень уж необычной.

У нас на районе

Помимо эпичного по размаху основного сюжета, Yakuza 0 традиционно изобилует сторонними развлечениями. Взять хотя бы мини-игры, которых тут просто море: гонки на игрушечных автомобилях, караоке, танцы, секс по телефону, ретро-аркады, абсолютно порнографический женский рестлинг и многое другое. К тому же улицы буквально кишат всякими дураками, маньяками и патентованными психами, готовыми озаботить героев своими проблемами. Отговорить юную деву продавать извращенцам свои трусики, вернуть ребенку отжатую гопниками видеоигру, помочь состоящей из рохлей рок-группе стать настоящими хулиганами, вызволить из секты заблудшую овцу – подобных заданий добродетельные японцы наплодили многие десятки. Жаль, что почти все они устроены примитивно – часто это просто тонны текста с полным отсутствием хоть какого-то действия. К тому же забавных из них от силы треть, остальные же – пустое графоманство на основе простеньких сюжетов: последний бомж, которому и нужна всего-то бутылка саке, в Yakuza 0 будет изливаться многими килобайтами знаков. А вот к сюжетным квестам эта претензия не относится – парадоксально, но когда дело доходит до основной истории, всю дурь как кувалдой отшибает.

Собственно, вот он – «абсолютно порнографический женский рестлинг»

Леща по щам

Сколь бы ни были болтливы персонажи Yakuza, рано или поздно все заканчивается дракой. На каждого из героев приходится по три боевых стиля со своими ударами и спецприемами. Доступные Кадзуме единоборства не слишком экзотичны и различаются главным образом соотношением скорости и силы ударов, а вот Горо повезло больше: один из его «стилей» посвящен использованию бейсбольной биты в неспортивных целях, а другой превращает героя в натурального брейкдансера.

Жаль, но даже разнообразие способов рукоприкладства не лечит главные родовые болячки боевки. Во-первых, ей не хватает полировки: не очень ладно настроены хитбоксы, герои не всегда достаточно резво реагируют на команды – вроде мелочи, но неприятно. Во-вторых, несмотря на кажущееся изобилие стилей и приемов, драки все равно выходят однообразными – выбрав любимую дисциплину и заучив две-три цепочки ударов, получаешь готовое решение для любого боя, что-то придумывать и менять по ходу игры не потребуется.

Зато смотрится здешний мордобой очень зрелищно: герои смачно побивают врагов кулаками и подручными предметами, прищемляют им уши дверьми припаркованных машин, припечатывают лакированными туфлями мордой к тротуару и все в таком духе. В общем, тут опять без сюрпризов – боевая система в Yakuza подобным образом устроена испокон веков.

Деньги тут совсем не лишние, они идут на прокачку боевых стилей

Будет, как было

Это вот «испокон веков», пожалуй, и есть главная проблема сериала: почти все недостатки тянутся за ним еще со времен PS2. Неудобная система сохранения, непослушная камера, отдельная загрузка всех заведений при микроскопическом мире, шокирующие переходы от красивейших заставок к неозвученным полотнам текста, где модельки даже не анимированы, надоедливые стычки с рандомно появляющейся на улицах гопотой. Все плюсы и минусы серии кочуют из выпуска в выпуск, хорошеет лишь графика (да и то не сказать чтобы сильно).

Тем не менее, если есть хотя бы минимальная склонность к подобным играм, пропускать Yakuza 0 не стоит – слишком экзотичная это вещь. К тому же, несмотря на недостатки, у нее не отнять и главных достоинств: запутанного, многослойного, местами очень драматичного сюжета, а также десятков мини-игр, среди которых пару-тройку интересных найдет для себя любой. Да и размять кулаки удается сейчас нечасто, поэтому мордобой на японских улицах ощущается особенно приятно.

Вердикт
  • Игровой интерес 8
  • Графика 7
  • Звук и музыка 8
  • Дизайн 7
  • Ценность для жанра 8
Оценка редакции
7.6
Оценка пользователей
7.4

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!