Гнэл Унанян, 23 ноября 2021

Age of Empires IV – практически полный клон AoE II и это все, что нужно знать об этой игре тем ветеранам, которые застали годы расцвета серии. Тем же, кто никогда не играл в Age of Empires, а таких за последние пятнадцать лет набралось немало, следует кое-что объяснить.

Говорят, в монгольском языке нет слова «объезд»

Давным-давно, еще в прошлом веке, в тридевятом царстве, тридесятом городе Далласе жили-были братья Рик и Тони Гудман. Однажды они встретили сбежавшего из Microprose Брюса «Правая рука Сида Мейера» Шелли, который предложил им делать компьютерные игры. Братья написали игровой движок, а Брюс собрал на нем «Civilization в реальном времени». Год на дворе был 1997, Спилберг еще только снимал «Спасти рядового Райана», так что RTS в основном были либо про орков и людей, либо про людей и тибериум. На этом фоне Age of Empires выглядела очень необычно и, что называется, «зашла».

Исторический сеттинг, компактная экономическая система, основанная на четырех ресурсах и незатейливая боевка по схеме «камень-ножницы-бумага» снискали Age of Empires всенародную любовь. А вышедший через пару лет сиквел Age of Empires II стал и вовсе иконой. Не в смысле святости, а в смысле – толстого слоя золота. На запах больших денег тут же примчались акулы бизнеса. Расторопней прочих оказалась Microsoft, и Ensemble Studios угодила в корпоративную утробу. Далее Age of Empires III после четырех лет разработки провалилась в продаже, и серию положили на полку. Однако фанаты упорно продолжали играть в Age of Empires II, поэтому для них в 2013 году выпустили HD-переиздание, а в 2019-м – ремастер Definitive Edition.

Картина «Разведчик завлекает вражескую конницу в засаду»

II+?=IV

И вот на фоне всей этой истории выходит четвертая часть, внешне похожая на игру 2021 года, а изнутри почти дословно повторяющая хит 1999 года. Да и внешне-то местами проглядывает спрайтовое прошлое. В частности, анимация моделей юнитов такая, что порой они кажутся двумерными, особенно это касается анимации полета стрел. Серьезно предполагать, что «релики», подарившие миру три безусловных шедевра (Homeworld, WH40K: Dawn of War и Company of Heroes), накосячили с анимацией, может только сумасшедший. Очевидно, что это сделано сознательно для усиления ностальгических позывов у игрока.

Так же сознательно разработчики не стали вносить существенных изменений в игровые механики, и в результате подробно воспроизвели модный двадцать лет назад минимализм. Ну, то есть основная установка в дизайн-документе была «не чинить того, что не сломано». Идея богатая, но проблема в том, что в Age of Empires II ничего и не сломано, а просто все морально устарело.

Что-то я не припомню в Рославле такого храма

Нет, за русскую кампанию, конечно, спасибо. И отдельно еще спасибо за отсутствие русофобской дичи из серии «казни пять крестьян, чтобы остальные начали работать усерднее». Но этот вот перебор с микроменеджментом на базе и этот схематический юнит-контроль: без бонусов за фланговые удары, без штрафов за тип местности и без всего, что было изобретено в жанре RTS в XXI веке. Эти, скажем так, неоднозначно реализованные осады – все это настолько явно отдает началом двухтысячных, что просто нет слов.

Играть в Age of Empires IV в 2021 году – все равно, что выехать на трассу «Формулы 1» на велосипеде. Все проносятся мимо тебя в болидах с двигателями под тысячу сил, а ты вынужден крутить педали. По факту из всего, что есть в Age of Empires IV, самым интересным оказались исторические видеоролики в стиле History Channel, появляющиеся между миссиями кампаний.

В связи с вышесказанным возникает вопрос: для чего надо было отвлекать не самую дешевую студию и выделять явно не самый маленький бюджет на перерисовку классической игры, полный ремастер которой был выпущен буквально два года назад?

Да, да, есть в игре такое задание

Может быть у Age of Empires IV недюжинный киберспортивный потенциал, который можно будет конвертировать в прибыль? Увы, турнирные перспективы Age of Empires IV представляются нам туманными. Причиной тому, прежде всего, слишком длинный и разветвленный билд-лист, вынуждающий игрока до половины времени проводить на базе. Кроме того, в текущей версии полно небалансных юнитов вроде английских лучников, которые останавливают конницу засекой, умеют бесплатно и неограниченно долго лечиться, а в крайнем случае резко увеличивать темп стрельбы. Окопавшиеся на пригорке лонгбоумены – это фактически оборонительная башня потому, что без катапульты их не взять. Кроме того, не все заявленные механики реализованы корректно. Например, в описании каменных стен и башен сказано что без осадных орудий их не разрушить. А на практике пехота или конные рыцари могут элементарно забросать ворота или башни каменной стены факелами. Это при том, что регулярные участки стены действительно без требушета не разрушить. А, кстати, требушеты, которые вроде как должны специализироваться на разрушении стен, прекрасно работают по пехоте, если изучить для них особый тип снаряда.

Монголы – крупные специалисты по погромам

Но основная проблема в том, что Age of Empires всегда была больше градостроительной стратегией, чем боевой. Именно на базе куется победа, а не на полях сражений. Здесь расширяется лимит армии, здесь же разблокируются продвинутые юниты, здесь добываются пища и дерево, а их излишки обмениваются на дефицитные золото и камень. Именно поэтому в Age of Empires IV, как и предыдущих частях серии побеждает тот, у кого оптимальнее билд-лист и программа выпуска юнитов. Это очень хорошо видно в скирмише. С повышением уровня сложности AI не становится изощреннее тактически. Он просто все более эффективно добывает ресурсы и быстрее строится. Поэтому все бои проходят по одной и той же схеме: сначала харассмент единичными спавнами по базе противника с фокусом на крестьян, а потом массированный раш ранними юнитами по критическим постройкам. Противостоять этому можно только очень быстрой постройкой в стиле турнирного StarCraft и выверенной программой на первых восемь-десять крестьян. Даже самый тонкий юнит-контроль и хитроумные тактические приемы в Age of Empires IV не помогут.

Так по какой же причине Xbox Game Studios финансировала, а Relic Entertainment разработала ремастер, тщательно замаскированный под сиквел? Мы довольно долго гадали об этом всей редакцией и пришли к тому, что наиболее реалистичный вариант «Потому что Microsoft некуда девать деньги». У головной конторы Xbox так много свободных средств, что ей практически все равно, на что их тратить. Если у вас бюджетом примерно такая же ситуация, не проходите мимо Age of Empires IV. Ну а действительно, почему бы и нет?

Вердикт
  • Игровой интерес 8
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Оригинальность 5
  • Ценность для жанра 2
Оценка редакции
6.8
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!