Сергей Косин, 4 ноября 2020

Игровую индустрию без очередного выпуска Yakuza представить себе так же невозможно, как без нового Assassins Creed или Need for Speed. Специальная внутренняя студия Sega работает как станок по производству лапши быстрого приготовления: быстро, стабильно, четко… и примерно с одним и тем же результатом.

Сильно выделялась качеством только шестая часть, где разработчики сделали над собой очевидно титаническое усилие, в результате чего она в целом устроена с большим вкусом и лоском, чем прочие представители семейства. После нее мы возлагали на продолжение, которое должно было стать еще и мягким перезапуском всея сериала, особые надежды.

Большую часть игры мы проведем в Йокогаме, а не в опостылевшем уже Камурочо. Впрочем, особой разницы между этими районами нет. Yakuza – это точно не про дизайн локаций

И смех и грех

Казума Кирию, честно отпахав пятнадцать лет как раб на галерах, отчалил на пенсию заслуженным маскотом Sega, практически наравне с ежиком Соником и тем варваром в синих трусах из Golden Axe. На смену ему пришел новый герой с фамилией Касуга и подозрительным русскоязычному уху именем Ичибан. Тут надо сказать, что чутье русскоязычное ухо не подводит, «ичибан» он действительно еще тот, можно даже сказать – полный. В противовес серьезному и мудрому Кирию, Касуга балабол, весельчак и немного идиот вдобавок.

Накануне нового, 2001-го года, он числится шестеркой в семье Аракава и по совместительству любимчиком ее же главы; плющит морды на районе за мелкую наличку, ухаживает за сыном-инвалидом босса и в целом живет по своему разумению припеваючи. Ровно до тех пор, пока тот самый глава семьи не просит его присесть в тюрячку за убийство, которое совершил более ценный член клана. Дали пятнадцать, добавили еще три за «примерное» поведение, и в итоге на свободу Ичибан вышел в 2019-м. Семья его конечно же кинула, папка-босс отделался за все эти годы одним слезливым письмом и вообще, ситуация на свободе выходит еще более невеселая, чем в тюрьме, где хотя бы давали рис по расписанию.

Восемнадцати годам в тюрьме игра посвящает минут пятнадцать экранного времени

Сюжет в новой Yakuza – штука как всегда на любителя. В первую очередь это бандитская мыльная опера с некоторыми особенностями, вроде унылых пространных диалогов о преступной иерархии многочисленных семей, совершенно неуемного пафоса, резких перескоков от абсурдной и местами откровенно безвкусной комедии к гипертрофированной и тоже временами совершенно бестолковой драме. Часть этих особенностей являются родовыми для сериала, часть – норма японского нарратива как такового.

Другое дело, что Like A Dragon сделана откровенно беднее шикарной шестой части. Заметно упал уровень постановки, количество и качество заставок, но главное в игру опять вернулись полотна диалогов без озвучки, а значит и кубометры воды, которую персонажи льют без устали и пощады, многословно излагая даже самые простые мысли. Но даже при таком уровне исполнения, если бы сценаристы не перегибали священную палку нарратива так сильно и в настолько разные стороны, а хороший редактор вырезал бы примерно половину текста, все было бы куда лучше и стройнее. На это стоило обратить повышенное внимание, тем более учитывая смену жанра.

Мафиозник? Мафиозник

Вы хотели пати? Нет вопросов – нате!

Да, новая Yakuza это натуральная JRPG. Хотя она и раньше была во многом близка к жанру, но теперь произошло ключевое изменение в боевой системе: место привычного удалого битемапа заняли строго пошаговые бои, а главный герой раздает увесистых не в гордом одиночестве, а с командой, по «эрпэгэшному» говоря – пати.

Последняя подобралась под стать герою: бывший коп, он же детектив-неудачник, бомж с мутным медицинским прошлым, лютого нрава «мамочка» из ночного клуба, побивающая преступный элемент элегантным ридикюлем, и еще пара персонажей разной степени отбитости. Если одни в бою полагаются на вечные ценности, вроде рук, ног, дубинок и бит, то другие практикуют более занимательные виды мордобоя.

В этом сражении с экскаватором из оружия у нас были: резиновый тапок, ножка от стула, гитара и женская сумочка

Вот взять того же бомжа, по совместительству хилера. В своей базовой комплектации он использует зонт, урон от которого так себе, зато стоит открыть вкладку skills, как выясняется, что этот парень – кладезь неприятных талантов. Например, он может швырнуть во врага горсть риса, после чего того заклюют голуби, или использовать свое ротовое отверстие как огнемет, благодаря крепким алкогольным парам и зажигалке, а уж лечение у него проистекает и вовсе путем укладывания прям по середине боя на картонку, с одновременным почесыванием собственных ягодиц. Выглядит все это еще более потешно, чем звучит, хотя юмор такой на любителя, конечно.

Враги в своей экзотичности не отстают. Дело в том, что Ичибан – большой поклонник Dragon Quest – представляет себя героем видеоигры и видит врагов в несколько ином образе. Бомжи, например, предстают перед ним в виде мешков для мусора с просунутыми в них ногами и головами, китайские мафиози чудятся персонажами старых файтингов, а эксгибиционисты извиваются в своих плащах, словно змееобразные монстры. А ведь тут есть еще шайки безобидных на первый взгляд отаку, мамкиных милитаристов, черных гангста и прочего отребья. Во что превращает их фантазия Ичибана – представить не сложно.

Вот моя помойка, вот мой дом родной. По крайней мере, временно

Боевая система получилась хорошей, не особенно замороченной и достаточно эффектной, но проблемы у нее есть. Главная заключается в том, что двигаются в бою герои сами, причем довольно хаотично и бестолково. Поэтому зачастую оказываются далеко от нужной цели и, пробегая к ней мимо других врагов, имеют привычку выхватывать внеочередных пенделей, сбивающих основную атаку. Но бывает и хуже, когда, получив приказ, сопартиец не может корректно добежать до врага, застревая в препятствиях. Хорошо еще, если ИИ посчитает подвернувшуюся скамейку или велосипед предметом, достойным стать оружием и метнет его во врага, но герой может и просто застрять, ударив в итоге в никуда и передав ход следующему.

Личностный рост

Победа над врагами дает опыт, от которого растут уровни, а вместе с ними и традиционно для JRPG все характеристики персонажа без необходимости куда-то раскидывать какие-либо очки. Так же в бою качается так называемая «работа» – по сути, класс со своими приемами и специфическим оружием. Таких работ тут немало, как общих на всю компанию, так и уникальных для определенных персонажей.

Все что происходит в якудзе – остается в якудзе

Эксклюзивно у главного героя есть еще набор личностных характеристик: стиль, харизма, интеллект, доброта, уверенность, страсть, совершенствование которых дает небольшие, но приятные бонусы, вроде устойчивости к определенным дебаффам. Растут они от самых разных, порою весьма странных занятий. Ну, например, как бывшему седельцу отрастить показатель харизмы – разговаривать с каждым встречным поперечным и до крови торговаться в магазинах? Как бы ни так! Есть тут один дед, открывший кинотеатр, где крутят придурковатые старые фильмы. Посетители на этих фильмах неистово спят от скуки и деда это расстраивает. Что делать? Конечно, смотреть с ним кино, героически отгоняя сон насылаемый бараном в смокинге мини-игрой на реакцию. Причем скоро выясняются дополнительные нюансы: от разных фильмов растут разные параметры, а рядом с собой вместо деда можно посадить кого-нибудь из друзей.

Если кино утомило, то стоит отправиться сдавать экзамены (за огромные деньги) в подозрительную школу и тоже получить свою дозу прокачки в зависимости от выбранной темы. Отвечать нужно быстро и точно, что выходит не всегда, поэтому у шаромыги в холле того же заведения можно купить, например, магический карандаш или стимулятор, облегчающий задачу.

Подзаработать на кино, экзамены и другие благородные занятия, вроде азартных игр и попоек, помогут всякие халтурки, которых для джентльмена с избытком свободного времени предусмотрено заготовлено в достатке. Помимо привычных побочных квестов, можно, например, устроится супергероем на полставки, вытаскивая из беды разных неудачников, неспособных прописать двоечку даже рядовому гопнику. Или ввязаться в совершенно дикие гонки на велосипедах с самодельными кузовами, которые нужно заполнять пустыми банками. Мало того, что занятие само по себе экстравагантное сверх всякой меры, так еще за ценный груз периодически приходится жестко конкурировать с другими бомжами. Зато на получаемые за такую работу эко-баллы можно неплохо затариться всякими полезными штуками.

Для отдыха от бесконечного самосовершенствования и праведных трудов есть бар. Тут можно поорать в караоке меметичную Baka Mitai или достигнув нужной алкогольной кондиции поговорить по душам с сопартийцами, укрепляя дух товарищества. Дружба поможет не только в бою, но даже вне его, ведь с собой можно водить только троих бойцов, в то время как остальные сидят на скамейке запасных. Чем выше их связь с Ичибаном, тем больше опыта им перепадает.

Местные данжи сделаны квадратно-гнездовым методом и абсолютно неинтересны

Яблочко от вишенки

Если не считать радикальной смены боевой системы и большего упора на JRPG-элементы, то это все та же старая добрая Yakuza. Тут все еще нет нормального автоматического сохранения, приличной анимации (вне заставок), картинка устарела лет на пять, общее качество исполнения местами вызывает откровенное недоумение, а от вида опостылевшего Камурочо хочется выть на луну, как и от содержания большинства побочных квестов.

Sega похоже распрощалась с идеей сделать из серии нечто большее, нежели чудоковатое развлечение для определенного круга любителей, за бесспорную уникальность прощающих годы концептуального и технического топтания на месте. И это обидно, ведь при всех очевидных недостатках, Like A Dragon хорошая игра, в которой интересно и местами весело, но ей просто необходим именно качественный рывок, и старт нового поколения в паре с мягким перезапуском был самым удачным для этого моментом.

Вердикт
  • Игровой интерес 8
  • Графика 7
  • Звук и музыка 8
  • Сбалансированность 8
  • Ценность для жанра 8
Оценка редакции
7.8
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!