Андрей Алаев, 6 апреля 2017

«Ничто не длится вечно, даже холодный ноябрьский дождь...» – пел Аксель Роуз во времена моего детства. Никакая игра не может существовать постоянно, как ни подпитывай ее новым контентом (ну, почти никакая). Как бы я ни любил Crusader Kings II, приходится признать: она уже надоела.

Перед партией можно настроить собственный мир: можно устроить тотальное гендерное равенство, можно отключить автоматическое монгольское нашествие, все можно

Ну правда, игра вышла пять лет назад. Пять! Да, этот срок может быть несущественным для какого-нибудь World of Warcraft или там of Tanks, но для преимущественно однопользовательской глобальной стратегии это многовато. Ты можешь создавать DLC и патчить ее с завидной регулярностью, но время неумолимо, особенно если ты параллельно разрабатываешь другие игры сходного жанра. За время жизни CK II шведы из Paradox Interactive успели выпустить как минимум Europa Universalis IV, Stellaris и Hearts of Iron IV (причем два последних почти одновременно); у них у всех смежные аудитории, и конкуренция за время игрока растет неимоверно.

У каждого из советников появилось новая, четвертая функция

И ладно бы только это, но ведь и сами DLC становятся какими-то пустыми и надуманными. Ну хорошо, прошлый, который Reaper’s Due, был неплох и полезен; но перед ним были «Конные варвары», которые откровенно не удались, да и сами разработчики теперь признают, что в тот раз они откусили больше, чем смогли прожевать. Нынешнее же дополнение символизирует тотальный крах идей: оно посвящено монашеским орденам и тайным обществам.

На самом деле, в этой области можно было сделать много интересного, особенно в рамках работы с ересями. Но как раз эта часть осталась без должного внимания, а открыто исповедовать одну религию, на самом деле практикуя другую, способны лишь члены «секретного культа». То есть потенциально богатую возможность охоты на тайных альбигойцев авторы упустили, да и обычные монашеские истории получились вялыми и не слишком привлекательными.

Самая яркая часть дополнения – сатанисты – является, естественно, совершенно фэнтезийной и вдобавок абсолютно несбалансированной. Как сильный противник они еще представляют определенный интерес, но если ваш персонаж дорастет до вершины иерархии дьяволопоклонников, партия превращается почти в press X to win.

Вступить в сообщество сынов Люцифера сложнее, чем, скажем, в Бенедектинский орден

Что еще сказать? Общие доработки интерфейса и геймплея приятны, но необязательны, а еще одна важная и потенциально богатая тема: святые реликвии и артефакты – в DLC опять же недоработана. Все это явный признак того, что пора заканчивать, и не только с Crusader Kings II: последний анонсированный адд-он к EU IV называется Mandate of Heaven и посвящен, разумеется, очередной попытке шведов создать реалистичные Китай с Японией. В прошлую инкарнацию Europa Universalis соответствующие механики были включены в последний DLC к игре, так что, думается, пора и здесь честь знать.

Вердикт
  • Рейтинг оригинальной игры 8.6
Оценка редакции
8.6
Оценка пользователей
6

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!