Сергей Косин, 1 апреля 2021

С начала двухтысячных годов студия People Can Fly непосильным трудом доказывает, что такое меметичное явление как «польский шутер» – это не обязательно нечто нелепое и непременно кривое, а в умелых руках совсем даже наоборот. Причем делает она это не с AAA-апломбом, но посредством игр категории «B» в самом хорошем смысле этого самого «B».

Оригинальных проектов у студии, правда, до недавнего времени было всего два, зато каких! Великий и ужасный мясной фестиваль Painkiller и невероятно обаятельный космический боевик Bulletstorm, чей относительный коммерческий неуспех и оттого невозможность превращения в большую и долгоживущую серию – большая потеря для всей индустрии.

Мало того, что тут есть кооператив, так еще и не поленились сделать кроссплей между разными платформами

Параллельно поляки помогали делать всякие Gears of War. Да так, видать, успешно, что им доверили целый спин-офф – Judgment; слегка концептуально уцененный, но все равно хороший. Короче, новую работу People Can Fly имело смысл ждать, тем более что в обещаниях все больше вырисовывалось нечто эпическое, а в издателях прописалась сама Square Enix – компания, которая имеет обыкновение давать денег на что-нибудь душевное (и быть потом недовольной продажами этого самого душевного).

Все как у людей

Будущее у человеков по версии Outriders, как обычно, не задалось. Уже к середине двадцать первого века поверхность несчастного голубого шарика загадили окончательно и бесповоротно, в то время как под землей началась какая-то своя подозрительная дискотека. Доподлинно неизвестно – природного ли свойства, или постарались все те же люди, но на поверхности она отзывалась разрушительными землетрясениями и чудовищными цунами.

Редактор персонажа простой, но неплохой. Брутального мужика (или даму) создать дают вполне, и он, в отличие от большинства подобных игр, озвучен и полноценно участвует в катценах

Когда скрывать наступление известных медно-пушных звере-тазов правительствам стало совсем уж невозможно, власти переобулись и кинулись выживачить кто во что горазд: одни рыли мегабункеры, другие строить плавучие города и прочее в том же духе. К очевидной мысли – бросить убитую планету умирать и свалить загаживать что-нибудь новое – пришли не сразу. Но пришли. Два спасительных корабля строили еще пару десятков лет, а улететь в итоге смог вообще только один, забравший лишь крохотную часть счастливчиков. К пасторальной планете Энох корабль шел еще восемьдесят с лишним лет, за которые связь с Землей пропала окончательно.

На новом месте все тоже идет наперекосяк: едва вышедшая из криосна разведка колонистов сталкивается с неизвестной аномалией, руководство их предает, и группа героически гибнет почти в полном составе. Выживают единицы, а едва представленный нам главный герой получает малосовместимые с жизнью травмы и опять укладывается заботливым доктором в спячку до лучших времен. Лучшие времена не наступают, но он все равно просыпается через тридцать один год.

Не всем при встрече с аномалией повезло так же, как главному герою: иных так раскатало, будто они лет десять сидели только на чипсах с энерготониками

И это, как оказалось, был очень насыщенный тридцать один год: высадившаяся за это время на планету оставшаяся часть человечества устроила на Энохе то, что не успела на Земле. То есть уютный постапокалипсис в антураже первой мировой войны с траншеями, танками, километрами колючей проволоки, кучами разлагающихся трупов, но также и с каннибалами, магией и мутантами. Мутантом стал и сам главный герой, вместо путевки на тот свет получивший от аномалии всякие занимательные нечеловеческие способности.

Уже по набитому штампами синопсису видно, что сюжет – не самая сильная сторона игры, а когда (довольно скоро) дело доходит до очередной фантазии на тему богов и высшей расы, делается совсем уж кисло. Ведущий сценарист игры Джошуа Рубин сравнивает историю с «Апокалипсисом сегодня» и «Сердцем тьмы», но кроме улыбки, такое сравнение ничего не вызывает. Сказать по теме чего-нибудь интересного сценаристы не могут. Любопытный в теории сеттинг, смешивающий постапок, научную фантастику и войны начала двадцатого века, как-то особенно не раскрывается деталями. Да даже молодые и наивные в начале игры персонажи, за время спячки главного героя успевшие состариться и намертво зачерстветь, не отрабатывают и десятой части своего потенциала. Главный герой конечно крут да брутален, и парочка дежурных «неожиданных» поворотов тут тоже есть, но все это вообще не впечатляет. Вспоминая простую, но блистательную в этом плане Bulletstorm, мы были вправе ожидать большего.

Местный Престон Гарви пережил нападение диких барберов, но долго, к счастью, не протянет

Перемолотые шестернями войны

Когда разговоры заканчиваются и доходит до стрельбы, сразу становится видно, что работа над Gears of War не прошла для People Can Fly бесследно. Базовые ощущения игра транслирует очень схожие: такой же здоровенный и немного неуклюжий герой неожиданно шустро прилипает к укрытиям и резво перекатывается, несмотря на вес в добрых полтора центнера (если считать со снарягой). Бои происходит на не особенно изобретательных аренах, соединенных кишками (так, впрочем, сейчас делают почти все), а враги набегают разношерстными волнами, всегда с противоположной от входа стороны, и являются натуральными губками для пуль. Очевидное сходство здесь, тем не менее, совсем не недостаток, потому что «гирзы» выходят не то, чтобы слишком часто, а вволю поперекатываться, поприлипать к укрытиям и пошпиговать пулями неприятных гадов, порою очень хочется.

Справедливости ради, несмотря на определенную общую базу, отличий и собственных ноу-хау у Outriders хватает. Первое и главное – это магия. Герой у нас, как уже упоминалось выше, подхватил какую-то инопланетную заразу и обернулся мутантом, на местном сленге – Алиумом, причем (ну конечно) могущественным. Такому товарищу по местным законам положено четыре вида колдунства, в зависимости от класса. Trickster чудит всякое с ходом времени, Pyromancer согревает врагов живительным огнем, Devastator использует «силу земли», ну а Technomancer – он и в Африке техник, хоть и с местным колоритом. Всего в актив из богатого арсенала можно выбрать три умения, и каждое из них помимо урона и всяких пакостей противникам, восстанавливает герою здоровье. Среди врагов, правда, такие уникумы тоже попадаются, и обычно это очень крепкие боссы, способные потрепать нервишки. Но только на достойном уровне сложности, которые тут называются «уровнями мира» и имеются в количестве аж пятнадцать штук, а устроены примерно как в Diablo 3 – чем выше уровень, тем жирнее враги и нажористей лут.

Вражина тут бывает зело наглый, постоянно стремится познакомиться поближе и сунуть в голову топор или чего похуже

И все-таки он польский

Лут – это важно, потому что Outriders, следуя современной моде, шутер именно с этим заморским словом перед дефисом. Не то чтобы из врагов фонтаном летели олимпийки и рейтузы с начесом, но обновлять гардероб и арсенал приходится часто, иначе будет больно. Другое дело, что вышел он крайне скучным с художественной точки зрения, – и это при таком-то винегрете из сеттингов!

Впрочем, такая проблема тут не только с лутом; у игры вообще туго с запоминающимся дизайном. Персонажи, мирные локации и «боевые» кишки с квадратными аренами сливаются в пеструю, но совершенно не запоминающуюся кашу. Тут трущобы, тут руины, тут траншеи, эти как с полей первой мировой, те как из дженерик азиатской антинаучной фантастики, а вот тут вообще бомжи какие-то. Все очень разрозненно и в кучу никак не склеивается, над торчащими отовсюду кусками разных сеттингов и настроений не хватает единого, контрольного дизайнерского видения.

К вопросу о дизайне, в частности доспехов: не каждый бродяга позарится на такой шмот

Интересный визуальный стиль, кстати, помог бы скрыть и косяки оптимизации. Уже притчей во языцех стала заставка, на которой герой натужно перепрыгивает провал в пару метров шириной: она должна была скрыть подгрузку уровня по ту сторону провала, но вместо этого как раз акцентирует на ней внимание. И такого тут много: при весьма средней картинке, Outriders очень нерасторопна.

Скромное обаяние кривизны

Тем не менее, при очевидных недостатках, игра работает. В первую очередь из-за боевки. Крошить вражин в яростных замесах с применением дробовиков, крупнокалиберных пулеметов и, одновременно, магии – весело. Вдвойне весело (и это уже во-вторых) – если предаваться сему занятию в кооперативе. За счет четырех классов с разными стихиями на вооружении, в особенно жарких замесах светомузыка просто зашкаливает. В-третьих, тут нет опостылевшего огромного открытого мира с однообразными активностями – только более-менее линейные локации с ответвлениями, из-за чего интенсивность происходящего всегда достаточно высока. Ну и в-четвертых, несмотря на то, что Outriders требует подключения к сети, дает возможность играть в кооперативе и позиционируется как лут-шутер, – при всем этом по сути это длинная сюжетная игра, которую не планируют выдаивать с помощью всяких внутриигровых магазинов, а каких бы то ни было элементов казино тут нет вообще. Ну и плюс на руку игре идет безрыбье: все хорошее в жанре вышло давно, а нового еще ждать и ждать, да и пандемия внесла свои коррективы в график релизов. Поэтому слегка кривоватая, но динамичная пострелушка сейчас придется как нельзя кстати.

Вердикт
  • Игровой интерес 8
  • Графика 7
  • Звук и музыка 8
  • Дизайн 9
  • Ценность для жанра 8
Оценка редакции
8
Оценка пользователей
8.1

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!