Иван Жилин, 16 мая 2019

Сразу хочется сказать, что и в этот раз «парадоксы» не потеряли свое умение делать игры, от которых невозможно оторваться. Еще немного – и сбросится счетчик агрессии, еще немного – и достроится новая партия тяжелой пехоты, еще немного – и падет вражеская столица, а там можно было бы и вздремнуть, хотя за окном уже светло, в конце концов май на дворе.

В этом плане Imperator не отличается от лучших игр Paradox Interactive (а худших у них, по правде сказать, немного), и это уже как минимум оправдывает его существование. Но как максимум хотелось значительно большего. Так что говорить мы будем в основном об этом.

Жребий брошен

Paradox Interactive уже пытались играть в античность, более десяти лет назад выпустив Europa Universalis: Rome. Что интересно, нынешний проект можно считать духовным наследником той игры, потому что это точно такая же смесь из базовых механик EU и персонажей из Crusader Kings. Только в данном случае это не первые Crusader Kings, а вторые, и в коктейль добавили немножко идей из Victoria – ну да в последнее время шведы вставляют их куда угодно, да вон хоть в Stellaris.

Некоторые знаковые события в игру таки зашиты, скажем, женитьба Деметрия, сына Антигона, на сестре Пирра. Жаль, что в игре мало такой вот Санта-Барбары

Плохо ли то, что компания использует наработки из своих других серий? Само по себе конечно нет. Но надо понимать, что именно такая смесь наработок уже была использована, и результат был совершенно неудовлетворительный. EU: Rome была скучновата, страдала однообразием, а менеджмент персонажей хоть и давал некоторые возможности, но в целом воспринимался как что-то типа игры в гвинт. Зачем было второй раз вставать на эту устланную граблями колею? Гоям не понять.

Первое, что бросается в глаза после Europa Universalis – это человечки-«попы» (ударение на первый слог), которые олицетворяют население. То есть религия и культура здесь определяются не для провинции в целом, а на уровне каждого отдельного попа, и если они отличаются от государственных – будет расти напряженность. Кроме того, любой человечек принадлежит к одному из четырех социальных классов, от граждан до рабов, каждый из которых приносит свои бонусы экономике. А теперь ход конем: любую характеристику любого попа можно в любой момент изменить, потратив небольшую сумму в «дипломатических очках». Обратить иудеев в эллинизм? Приучить их вести себя как римляне? Не вопрос, заплатите и получите моментальный результат. В результате попы погоды совершенно не делают, только усугубляют микроменеджмент, поскольку в каждой провинции проживает несколько десятков человечков.

Боги в каждой культуре свои, а бонусы одинаковые. При таком потребительском отношении к религии странно, что вера населения вообще учитывается

Чтобы любители управлять всеми аспектами жизни империи сошли с ума, шведы вообще сделали многое. Например, количество провинций тут на уровне Hearts of Iron IV, то есть совершенно зашкаливающее, и обустраивать каждую из них не хватит никакого терпения. Правда, манипуляции с провинциями в основном заключаются в постройке одного из четырех видов зданий, так что сильно тут не разбежишься.

Рубикон перейден

Вы спросите – как вообще при таком анамнезе можно говорить о том, что оторваться от Imperator нереально? Ну отчего же, вполне можно. Во-первых, у нас остается война. Ну, то есть если вы относитесь к той редкой породе парадоксолюбов, которые не занимаются каждую партию перекрашиванием карты в цвет вашей державы, то война вам не поможет. А если вы обычный среднестатистический милитарист, то вы будете в целом довольны. Да, нетронутыми остались все родимые пятна боевой системы Europa Universalis, за которые шведов критиковали еще два десятка лет назад, типа многомесячных (!) сражений, но в целом драйв в боевых действиях присутствует.

Различные тактики обозначены изображениями животных

Разнообразия добавляют различные рода войск, производство которых завязано на доступ к стратегическим ресурсам – лошадям, слонам, месторождениям железа – и тактические построения, увязанные между собой в замысловатую сеть типа «камень-ножницы-бумага-ящерица-спок». Иногда боевые действия ставят перед игроком нелегкие тактические задачи – попробуйте, например, начать партию за Этрурию и поймете, почему AI-Рим съедает ее практически в первый же год и без вариантов.

Помимо войны, в активах Imperator есть собственно сеттинг. Несмотря на то, что для любителей античности всегда есть некоторая альтернатива – и Rome II для массового рынка, и Hegemony для тех, кто предпочитает инди – все же хочется посмотреть, как в этом сеттинге выступят мастера и флагманы жанра исторических глобальных стратегий. И ведь они попробовали выступить весомо!

Коварный Везувий может устроить Помпеям последний день в любое время и совершенно неожиданно

Скажем, «парадоксы» практические впервые (ограниченное число сценариев в HoI IV – не в счет) отказались от возможности начать кампанию в любой исторической точке. По большому счету это верное решение, ибо большинство игроков все равно начинает игру с самого раннего момента, не размениваясь на промежуточные остановки. Затем, по сравнению с EU: Rome они сдвинули старт в Imperator на пару десятков лет – с начала Пирровой войны на завершение схватки диадохов. Конечно, было бы неплохо передвинуться еще пораньше, в идеале на момент смерти Александра, – но ладно, игра все же про Рим.

«Про Рим» – это и хорошо, и плохо. Применен традиционный шведский подход: придумай одну хорошую сову, а потом натяни ее на каждый имеющийся глобус. Вся система заточена именно под Рим, от сената до иконок родов войск. Конечно, если мы уходим в земли варваров мы встречаем некоторое разнообразие: мы видим, что не все варвары оседлы, что даже оседлые могут перестать быть таковыми, мы наблюдаем клановые дружины, в общем, мы видим несколько другой Рим. Но все же Рим – просто одетый в варварские штаны, или в любую другую одежду – карфагенскую, греческую, парфянскую.

В северных провинциях регулярно случается пусть и не очень красивая, но настоящая зима

Интересно, что при такой универсальной схеме античности, игра тем не менее умудряется хоть немного работать как модель тогдашней геополитической системы. Скажем, тот же Пирр рано или поздно в расширении своего царства практически вынужден плыть за счастьем через Адриатику, противостоять римской экспансии. То есть некоторая атмосфера тех веков ощущается, и это хорошо работает на погружение.

И ты, Брут!

Но в целом надо признать, что могло получится лучше. Взять, например, персонажей: они старательно сделаны по лекалам Crusader Kings II, с генеалогией, чертами характера и кучей характеристик, – но почему-то все происходящие с ними события остаются на периферии внимания игрока. Или избыточный микроменеджмент, который тем более раздражает, чем крупнее становится ваша империя. Или чрезмерную универсальность системы, которая создана под Рим и совершенно лишена местного колорита. Да хоть бы и своеобразную дипломатию, где городу-государству Таренту никак нельзя вступить в формальный союз с региональной державой Пирра.

Чудовищное количество провинций проще всего оценить по карте ресурсов

Вот что точно раздражает, так это интерфейс. И это удивительно – за два десятка лет развития шведские разработчики прошли путь от неуклюжих инди-поделок к вылизанным до блеска интерфейсам, и внезапно Imperator – это не тот случай. Есть избыточные решения, есть странные, очень недостает традиционного ledger’а со сводной статистикой. Сюда же поною про некачественную русскую локализацию: она настолько сырая, что даже текст из соседних ячеек накладывается друг на друга. А вот режимы карты получились отличные, функциональные и очень удобные.

В общем, хочется верить, что время, деньги и пяток дополнений постепенно превратят Imperator: Rome в более совершенную модель античной ойкумены, хотя как разминка для мегаломаньяков он и так неплох. Но настораживает, что парадоксы не смогли родить практически ни одной новой идеи. Все кусочки паззла, пока не слишком удачно сложившегося в Imperator, позаимствованы у уже существующих проектов. Компания, которая когда-то взорвала и навсегда изменила мир стратегий своими идеями, замкнулась в узких рамках нескольких своих франшиз, каждую из которых нещадно эксплуатирует. Смелый экскурс в неведомое, Stellaris, так и остался пока единственным их нестандартным ходом за долгое время.

Боязно за шведов. Как бы их славная контора не превратилась в болото.

Вердикт
  • Игровой интерес 7
  • Графика 7
  • Звук и музыка 7
  • Оригинальность 6
  • Ценность для жанра 6
Оценка редакции
6.7
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!