Антон Бондаренко, 4 августа 2016

Кома – состояние даже для игровой франшизы крайне неприятное. Никогда не знаешь, что сделают с телом ушлые маркетологи: то ли вывернут наизнанку и назовут это «переосмыслением», то ли наоборот – наладят производство переизданий и робких ремастеров, бережно сохраняющих любые атавизмы; а в худшем случае можно и вовсе очнуться мобильной фритуплейной игрой.

Sudden Strike повезло – после нескольких лет забвения она оказалась в руках Kalypso Media, которая не стала осторожничать и дала добро на полноценное продолжение. А на его официальный анонс созвала журналистов со всего мира, дабы те лично убедились, что новая игра достойна имени одной из самых хардкорных реалтаймовых тактических серий.

В Sudden Strike 4 планируется три кампании (за СССР, Германию и США с Англией) по семь миссий в каждой. Учитывая, что на каждую карту уходит не меньше получаса, – получается вполне прилично

Разработкой Sudden Strike 4 занимается венгерская студия Kite Games. К предыдущим играм серии ни она, ни ее сотрудники отношения не имеют, зато почти все они раньше трудились в ныне закрытой Stormregion Studios, создавшей Codename: Panzers и Rush for Berlin. Поэтому опыта в создании тактических игр в реальном времени по Второй мировой им не занимать.

Попробовав Sudden Strike 4 в деле, мы можем смело утверждать – достойна. В ней бережно сохранены тактические нюансы, определявшие ход боя в прошлых частях серии: например, что радиус стрельбы танков гораздо больше, чем радиус обзора, поэтому вместе с бронетехникой нужно пускать хлипкую телом, но глазастую пехоту. Что вражеские противотанковые пушки можно не только уничтожить, но и просто перебить их обслугу, после чего посадить за орудие своих солдат. Что безоружные грузовики – не обуза, а ценный ресурс, который и солдат до передовой подкинет, и «засветившиеся» гаубицы из-под артобстрела вовремя вывезти поможет. Ну а про то, что у танков кончаются не только боеприпасы, но и топливо; что густая растительность затрудняет обзор и ведение огня, или что все поле можно перепахать снарядами, не оставив камня на камне, и говорить нечего – это само собой разумеющиеся моменты.

Если раньше невидимую, но шастающую неподалеку бронетехнику приходилось искать на слух, то теперь ее примерное местоположение подсвечивается маркером

В знакомую формулу Kite Games добавила погодные явления и фактор проходимости: если раньше расчет противотанковой пушки спокойно таскал ее хоть по дорогам, хоть по лесу, то теперь тот же снег станет серьезным поводом всегда держать поблизости грузовик. Ну а если события разворачиваются в межсезонье и пойдет дождь, почва может раскиснуть так, что для передислокации понадобятся уже танки.

Вопросы вызывает разве что ассортимент техники: в сюжетных миссиях прошлых Sudden Strike под командованием игрока оказывались и железнодорожный состав с гигантской пушкой, и даже целый крейсер, а вот в представленной версии ничего столь впечатляющего замечено не было. Соответствующий вопрос мы задали продюсеру игры, Кристиану Шуттеру. «Игру мы начали разрабатывать около года назад, и пока занимаемся более распространенными моделями техники, а не железнодорожными пушками. Тем не менее, в Sudden Strike 4 будет больше ста видов техники, поэтому кое-какие сюрпризы мы добавим», – ответил он.

Одолев миссию на условную пятерку, ее можно пройти заново с дополнительными сложностями – например, когда у всех танков лишь 20% запаса топлива

Сам себе командир

Пока же самым большим сюрпризом стала система «генералов»: перед каждой миссией в SS4 нужно выбрать одного из трех военачальников, что и определит, какие бонусы получат подконтрольные войска. Например, у США это Паттон, дающий бонусы бронетехнике; Монтгомери, благоволящий пехоте, и Бредли, чьей вотчиной станут  спецабилки вроде дымовых заграждений, а в кампании за СССР аналогичные бонусы будут давать Жуков, Рокоссовский и Чуйков. Играем, однако, мы не за них, а за безвестного офицера, поэтому до конца не понятно – то ли нам действительно дают определить себе начальника, то ли мы просто выбираем пример для подражания и клянчим у снабженцев соответствующие плюшки.

Как бы то ни было, по мере использования генералы прокачиваются, открывая доступ ко все более мощным бонусам, и чем лучше была пройдена миссия, тем больше экспы получает генерал по ее завершении. При этом прокачка остается навсегда, и никто не помешает переиграть первую миссию кампании с полным комплектом бонусов. «Миссии в Sudden Strike – они как пазлы, каждый из которых можно решить несколькими способами. По мере прокачки генералов количество подобных вариантов увеличивается, благодаря чему перепроходить игру будет не менее интересно», – заявил Шуттер.

Некоторые сражения – например, оборона Сталинграда или операция в Арденнах – появятся сразу в нескольких кампаниях, но разработчики обещают, что различий между ними будет достаточно

Личная история

Дополнительный «генеральский» опыт – не единственная награда за выдающиеся успехи при прохождении миссии. «У нас будет реализовано «адаптивное повествование», – продолжил Кристиан. – После каждого задания ваше альтер эго оставляет запись в дневнике. Ее содержание зависит не только от общего положения дел на фронте, но и от того, какого генерала вы выбрали и насколько удачно прошли миссию, поэтому текст каждый раз будет немного отличаться».

Однако своим долголетием предыдущие Sudden Strike в первую очередь обязаны не сюжетным кампаниям, а преданным игрокам, которые год за годом создают моды и устраивают беспощадные баталии по Сети. Продюсер заверил, что Kalypso прекрасно об этом знает, поэтому не будет вставлять палки в колеса моддерам и вообще готова ко всяческому с ними диалогу. Что касается мультиплеера, то здесь обещан «полный олдскул». То есть до восьми игроков на карте, которые могут устроить что душе угодно, – хоть заварушку «все против всех», хоть сражения «команда на команду», хоть кооперативный бой против AI.

Единственное, что пока непонятно – почему в списке заявленных платформ значится PlayStation 4. Управление Sudden Strike 4 явно заточено под мышь с клавиатурой, а число доступных команд по сравнению с прошлой частью даже увеличилось (например, если раньше пехота залегала, только оказавшись под огнем, то теперь подобный приказ можно отдать заранее). Сложность – тоже на привычном уровне: скажем, в ходе операции в Арденнах атаку десятков немецких танков нам пришлось отражать горсткой пехоты поддержке пары «Першингов» и «Шерманов», поэтому при неправильной тактике фашисты сминали рубежи в мгновение ока (кстати, когда мы с третьей попытки все-таки отбились от врага, миссия на этом не закончилась: прислав мизерное подкрепление, командование велело взять выживших и идти с ними в контратаку). Как в таких условиях управлять происходящим с геймпада – мы представляем слабо, а разработчики предпочитают обходить этот момент стороной.

Впрочем, Kalypso наверняка найдет выход, ведь портировать на консоли другую стратегию – Tropico 5 – ей уже удалось. Кроме того, она умеет делать нишевые игры рентабельными, при этом оставляя их именно нишевыми, – а именно такой издатель Sudden Strike и нужен.