7 ноября 2014

Еще со времен Александра Македонского доброй традицией серии Total War стало выпускать самостоятельные эпизоды, посвященные жизнеописанию какого-нибудь знаменитого полководца.

Ж

елательно из числа тех, кто устроил современникам максимальное количество неприятностей. В эпоху Empire специально приглашенным плохишом был Наполеон, а теперь вот времена изменились, и грозой игрока назначен Аттила.

На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в Европе произошло резкое похолодание. Морозы и бескормица погнали племена, жившие к северу от Римской империи, на юг к теплым берегам Средиземного моря, где было еще вдоволь еды и богатых городов. Возможно, еще лет двести назад они не осмелились бы этого сделать, но великий Рим, многие годы державший варваров в ежовых рукавицах, ослабил железную хватку. Римская империя раскололась на две части, внутренние распри и интриги подточили ее силу. Почуяв слабость извечного врага, активизировались саксы на севере, зашевелились вожди западных племен. И в это и без того неспокойное время появился полководец, объединивший бесчисленные мелкие племена гуннов и убивший ради этого объединения собственного брата. Родители при рождении назвали его Аттилой, но в хрониках он чаще упоминается как Бич Божий.

Традиционно для серии Total War исторические реалии оказывают самое прямое воздействие на игровой процесс. Тем, кто рискнет играть за готов или галлов, придется срочно собирать пожитки и с боями прорываться на юг, потому что с каждым ходом все больше ваших земель будет покрывать снег, что отразится не только на продуктивности ферм, но и затруднит передвижение войск. Более того, с востока начнут приближаться многочисленные армии гуннов, противостоять которым вы просто не сможете.

Не лучше дела и в Западной Римской империи. Не успеет завершиться война с саксами, как с северо-востока на вас обрушится Аттила и его орда. А поскольку ситуация неспокойна и в Сахаре, и в Мавритании, то воевать придется, скорее всего, на два фронта.

Относительно комфортно себя чувствует Восточная Римская империя. У нее, по крайней мере, нет проблем с продовольствием: Египет исправно шлет корабли с зерном, да и морская торговля прилично пополняет казну. Если бы не затяжной конфликт с сасанидами на востоке, было бы совсем сахарно.

Большинство новшеств в TW: Attila придется на стратегическую часть. Во-первых, разработчики вернули в игру династию, поэтому теперь, как и в ранних эпизодах серии, множество проблем можно решать путем заключения удачных браков, усыновления перспективных генералов и устранения слишком честолюбивых наследников.

Во-вторых, придется больше внимания уделять поддержанию в городах чистоты. Антисанитария будет вызывать эпидемии, что плохо скажется как на количестве горожан, так и на стойкости воинов гарнизона. Болезни будут распространяться не только через заразившихся солдат, но и с торговыми караванами. Поэтому в заразном городе придется вводить натуральный карантин, что больно ударит по доходам. Если же ваши торговцы завезут инфекцию на территорию союзников, то могут быть еще и дипломатические осложнения. Вплоть до разрыва отношений, а в самых пиковых случаях – объявления войны. Обещаны не просто абстрактные эпидемии, а вспышки совершенно конкретных болезней, отличающихся как скоростью распространения, так и тяжестью последствий.

Ну, и в-третьих, в новой TW появится возможность жечь дотла города и бросать провинции. При этом будут разрушены не только городские здания, но и ресурсные постройки провинций вроде ферм, шахт, храмов и т.д. Уровень городов-пепелищ будет понижен до деревни, и отстраивать их заново придется очень долго и задорого. Впрочем, соблазн создать между собой и противником полосу выжженной земли не особенно велик, поскольку жители разоренной провинции бегут в соседние полисы, что нарушает с таким трудом выстроенный баланс между горожанами различных религиозных убеждений и достатка. Ввиду этого решение выжечь дотла несколько провинций уже не кажется легким способом остановить нашествие варваров.

Помимо всего этого серьезно подтянуты качество графики на стратегической карте, детализация ландшафта и погодных условий. Кстати, теперь имеется режим отображения карты, где точно показывается рельеф и погода в конкретной локации, что очень полезно при выборе места сражения.

На тактическом слое игрового процесса пока особенных нововведений не наблюдается. Разве что некоторые виды дешевых наемников, едва прорвавшись во вражеский город, перестают слушаться приказов, начинают грабить и жечь здания, гоняться за гражданскими. Содеянное потом встанет в копеечку при восстановлении разрушенных построек, да и на настроениях горожан скажется не особенно хорошо. Но если вы не планируете захватывать город, то разумнее всего спустить на него именно "псов войны", потому что дерутся они просто зверски, а нанять их можно за сущие гроши. Также теперь продолжительность осады напрямую влияет на состояние укреплений. Может статься, что к началу штурма некоторые участки стен окажутся полностью разрушенными, а баллисты и катапульты – выведенными из строя. Помимо этого, на поле боя будут разбросаны остовы осадных машин, что поможет нападающим укрыться от летящих со стен стрел и камней. Поскольку в текущей демке тактические бои представлены всего одной очень плотно заскриптованной осадой, понять насколько удалось Creative Assembly продвинуться в решении наследственных проблем TW c качеством AI, толком не удалось. Будем надеяться, что и в этой области успехи разработчиков окажутся столь же значительными, как и в сюжетной и стратегической частях.

Текст: Гнэл УНАНЯН