Сергей Плетнев, 4 августа 2021
Совершенно нежданно и абсолютно негаданно маленькая отечественная студия GFA Games решила продемонстрировать миру сразу пару трейлеров своего проекта Pioner, целенаправленно вобравшем в себя всю ту мякотку, на которой наши игры в последнее время пытаются выехать. А именно: а) зону отчуждения, б) постапокалипсис с выживанием и в) налет советскости.

В общем, то ли «Сталкер», то ли «Метро», то ли «Тарков». Но главное – не Тетрис.

На острове Буяне

Сюжетная завязка у «Пионера» – типичное собранное по кусочкам «где-то я это все уже видел». В конце 80-х годов на вымышленном советском острове проводится масштабный ультрамегасекретный советско-американский эксперимент. Который, естессно, оборачивается катастрофой, превращая остров в особую паранормальную зону – ну, вы в курсе, с монстрами там, аномалиями, артефактами, все по классике.

– Эй, Стрелок, ты долго там?!

– Я не Стрелок, я Жнец!

– Да какая разница! Развелось вас, избранных…

Нашему персонажу (с весьма странным для русского уха позывным «Жнец»), члену спецотряда «Вымпел», необходимо, опять же, по классике, проникнуть в центр острова, в суперсекретный объект «Могильник», чтобы… что-то там сделать, то ли химическое оружие забрать, то ли плиту выключить – сами понимаете, это не так важно. Главное, как известно, не цель, главное – путешествие.

По мере продвижения к выключению заветной плиты нам придется заново собрать бойцов «Вымпела», почему-то разбежавшихся по разным углам, а также столкнуться и пообщаться с четырьмя группировками, воцарившимися на острове. Пока что из них озвучили только две: это некие Истовики, полуголые туземцы в духе индейцев (на советском острове конца 80-х, начала 90-х, да) и не менее некая Бригада, которая то ли состоит из бывших военных, то ли из бандитов.

Какая ж отечественная игра и без братков в спортивках с тремя полосками?

Как водится, с фракциями придется дружить и выполнять для них задания, чтобы получать доступ к их особым торговцам, предлагающим самые вкусные вкусности. Системы прокачки как таковой не заявлено – ролевые элементы будут сводиться к получению более крутого снаряжения, а не прямого увеличения здоровья и каких-то атрибутов нашего героя.

Барабан, труба, галстук

Как и в случае с сюжетом, по части экипировки и вооружения Pioner будет представлять собой такую же сборную солянку из всего подряд – причем вовсе не собираясь ограничивать себя технологиями 1990 года (именно такую дату показывает наладонник в трейлере). Намечаются и всякие кустарные поделки, и классические версии «Калашникова», и немного экзотики типа ПП «Кедр», и даже всякий футуристический обвес, изменяющий обычный тип урона на энергетический. Обвеса вообще ожидается довольно много. Не так бешено много, как в «Таркове», но вполне прилично. Система модификаций напомнила серию Crysis: в трейлере точно так же на лету можно было менять на оружии прицельные приспособления, приклад, цевье и прочие тычинки-пестики.

Кстати, – в продолжение темы солянки, – на острове, видимо, будут твориться и всякие временные аномалии. Иначе сложно объяснить, откуда, например, на обычном АК вдруг появляется цевье от современного АК-103 (напомним, в предполагаемом 1990 году), как было показано в геймплейном ролике.

Если на ПДА появится встроенная игра «Волк и яйца», это будет чистая и безоговорочная победа

Без друзей меня чуть-чуть

До этого момента Pioner смотрится неплохо. Пусть немного вторично, но все равно интересно: нормальный такой сюжетный экшен в симпатичном антураже. Но вот дальше… Дальше начинается самая спорная часть анонса. Дело в том, что это будет не только одиночный, но и мультиплеерный шутер. За каким-то лешим разработчики приспичило превратить часть земель для исследования на острове в общие, где придется сталкиваться с другими игроками. Конечно, в пресс-релизах упоминается про «кооперативные забеги против боссов», но мы-то с вами понимаем, что выльется все это по итогу в типичный гоп-стоп случайных игроков.

Зачем и кому понадобилось вводить данный элемент – сказать сложно. Вероятно, это остатки старого концепта игры, когда она еще планировалась как бесплатная (на данный момент, по утверждениям разработчиков, модель распространения поменялась на платную).

GFA Games не стали изобретать велосипед: за графику в Pioner отвечает движок Unreal

Вряд ли стоит говорить, что для соло и мультиплеера игровые механики движения и стрельбы сильно разнятся, и балансировать на двух стульях, чтобы там и там было весело, не удавалось толком еще ни одной игровой конторе, включая даже мастодонтов индустрии вроде Ubisoft с ее The Division. А в случае с Pioner, напомним, речь идет о не имеющей большого опыта инди-студии размером в четверть сотни сотрудников.

Поэтому несложно догадаться, что, несмотря на довольно бодрые сюжетные трейлеры, которыми разродилась GFA Games, отношение к Pioner пока остается на уровне «осторожный скепсис». Слишком много пока вопросов и слишком мало ответов, чтобы всерьез проникаться энтузиазмом по отношению к данному проекту.

Впрочем, сами разработчики полны этого самого энтузиазма и намерены выпустить если не релиз, то хотя бы ранний доступ в конце этого-начале следующего года. Вот тогда-то уже и можно будет судить, действительно ли «Пионер» – детям пример, или все же не очень.