Сергей Плетнев, 27 ноября 2020

Не побоявшись затеряться на фоне ноябрьского наплыва хитов года, студия Darkflow Software наконец-то выпустила в свет пока закрытую, но уже не альфа, а бета-версию одного из самых амбициозных российских проектов последнего времени: мультиплеерного шутера Enlisted.

Естественно, мы не могли пройти мимо такого значимого события, сцапали новинку в свои загребущие лапы и тщательно рассмотрели со всех сторон. Увиденное, стоит отметить сразу, нам пришлось по душе.

По уровню графики Enlisted абсолютно не похож на обычный бесплатный шутер

Действительно про войну

Если вы не в курсе истории появления данного проекта, то название компании Darkflow Software вам вряд ли о чем-то скажет. А вот имя издателя Gaijin Entertainment, под чьим крылом производится разработка, – должно наверняка. Enlisted – это давно уже запланированный шаг «Гайдзинов» и их широко известной серии War Thunder в попытке охватить все виды игр про войну. А именно: перейти от сражений самолетов, танков и кораблей к сражениям простых солдат на поле боя.

Надо сказать, хотя прямая связь с War Thunder у Enlisted имеется, сама игра при этом стоит немного особняком и устанавливается как отдельный продукт. Дело в том, что здесь нет той условности боевых конфликтов, на которой построена «Вартундра». Наоборот, упор сделан на историчность: за основу Enlisted берутся конкретные боевые операции Второй мировой войны и предлагается тот набор вооружения и техники, которые в них участвовали.

Оптические прицелы в игре слабые, так что снайперские винтовки не дают такого уж громадного преимущества по сравнению с обычными

В бета-версии пока присутствует лишь одна их таких операций: Битва за Москву. Она посвящена осеннему наступлению немцев в 1941 году. Нам выдается по нескольку типов отрядов за советскую и немецкую стороны, которые можно на свой вкус компоновать различными бойцами, и затем, нажав кнопку старта, играть ими классические шутерные матчи на случайно выбранной карте – в антураже типичного такого советского осеннего Подмосковья. С полузаснеженными избушками, церквями, колхозными полями и прочим деревенским колоритом.

После каждого матча нам набегает некоторое количество опыта, который постепенно открывает новые виды отрядов и бойцов (инженеры, радисты, пулеметчики и т.д.), а также дает доступ к новой технике, которую можно использовать в бою.

То есть сюжета как такового вроде и нет, но игровой интерес не ослабевает даже после десятка боев, потому что каждый полученный уровень кампании сулит новую игрушку, будь то танк, самолет или самозарядная винтовка, – благодаря которым сам игровой процесс становится разнообразнее. Это довольно умный подход для сессионных шутеров, который смотрится гораздо интереснее утомившей уже тягомотины в стиле «убей 1000 человек ножом, чтобы открыть для него сошки».

Экран возрождения позволяет оглядеть поле боя и выбрать, каким отрядом мы хотим воевать дальше

Один за всех и все для одного

Главной изюминкой Enlisted по праву можно считать игровую механику с отрядами. Обычно в шутерах у нас есть конкретные бойцы (иногда разных классов), которыми мы рождаемся в игре, бегаем и умираем. Каждый человек на поле боя – это отдельный игрок, или бот, если игроков мало. В Enlisted же разработчики поступили хитрее: мы возрождаемся в бою сразу целым отрядом от четырех до семи человек. И управляем одним из бойцов в нем, пока остальные болванчиками бегут следом и изображают деятельность: кричат «ура!» и иногда постреливают во врагов.

Такой нестандартный подход приводит к сразу нескольким любопытным последствиям. Во-первых, поскольку переключаться между солдатами можно прямо на лету, мы как бы таскаем с собой сразу все нужные классы бойцов. Нужно снять вражину издалека? Переключаемся на снайпера. Заходим в здание? Берем автоматчика, и т.д.

Теоретически, нашим ИИ-подопечным можно отдавать приказы. Но на деле они стреляют так плохо, что командовать им делать что-то самостоятельно означает отправлять на верную смерть

Во-вторых, такая многолюдность дает возможность сделать игровую механику хардкорной, но не превратиться при этом в скучно-серьезный комбатсим. Стрелковое оружие здесь мощное, винтовки в 90% случаев либо убивают сразу, либо сваливают в нокаут, из которого получается спастись только перевязкой раны в течение 7-8 секунд (что в динамичном бою практически нереально). Но поскольку за нами всегда бежит несколько запасных «возрождений», можно тут же переключиться на другого бойца и попробовать отомстить обидчику. Часто бывает, когда сталкиваются два отряда, начинается шахматный обмен: ты выносишь одного солдата у противника, он у тебя, и так до победного, пока у кого-то бойцы не кончатся совсем.

Ну, а в-третьих, битвы с таким обилием персонажей получаются гораздо эпичнее. По факту на карте играют в среднем всего лишь 10 на 10 человек, но визуально и по накалу это ощущается как 50 на 50: отряды бойцов перебегают от здания к зданию, повсюду слышны перестрелки, крики, взрывы – у сражений появляется атмосфера прямо-таки киношной героичности.

Проработка окружения настолько хороша, что порой невольно начинаешь ощущать себя в каком-то старом советском фильме про войну

Увидеть Гадюкино и умереть

…Которая подкрепляется еще и отличной графической составляющей. Внешне Enlisted смотрится на очень хорошем уровне. Может, не переплевывая Battlefield или Call of Duty, но определенно находясь с ними в одной лиге. Игровой ландшафт сделан, с одной стороны реалистично и очень детализировано, вплоть до облупившихся наличников у окон избушек или старых телег во дворах. Но и в то же время неплохо продуман с точки зрения игрового баланса: опорные точки, на захвате которых строится вся игра, практически всегда находятся внутри или рядом со зданиями, перекрывая окрестности так, что танки не могут контролировать их издалека (а вблизи у пехоты всегда есть возможность подорвать их взрывчаткой).

Стоит отметить и весьма продвинутую разрушаемость окружения. Конечно, стены у домов не ломаются, как в «Батле», но всякие заборы, деревья, стога сена и прочий антураж крошится и разлетается на ура. Особенно здорово это смотрится, когда пытаешься на танке пробраться дворами к вражеской точке, попутно перемалывая окружение и чувствуя себя слоном в посудной лавке.

Самолеты в Enlisted тоже есть, но одновременно у каждой команды может летать только по одному штурмовику и по одному истребителю

Лучшее от лучших

Типов матчей в игре всего два: либо классический захват и удержание трех точек/флагов, раскиданных по карте, либо режим штурма, где одной команде выдается ограниченное количество возрождений, и она должна поэтапно отбить у защищающейся команды несколько позиций одну за другой.

Динамика движения у бойцов медленнее, чем в «Батле», поэтому все ощущается реалистичней. Но в то же время точность у всего оружия довольно высока, попадания во врагов подсвечиваются метками, поэтому смесь аркадности и хардкора балансирует на комфортном уровне.

Метки, кстати, не подсвечивают врагов напрямую, а появляются в точке, куда направлен прицел. То есть напарникам можно указывать лишь примерное местоположение противника. Особенно метки полезны, когда играешь за танк или самолет – открытых мест на картах вообще мало, обнаружить технику противника часто бывает можно лишь по трассерам снарядов да по меткам.

Подбитые танки остаются на поле боя до конца матча, что прибавляет сражениям огромную долю антуражности

Кстати, в проработке техники как раз и видна связь Enlisted с War Thunder. Модельки танков и самолетов попали в игру прямиком оттуда. И как только начинаешь играть за какой-нибудь Т-26, Т-60, Pz-II или Pz-III, в углу экрана появляется хорошо знакомая схема внутренних узлов танка, которая так же маркируется желтым, красным и черным при повреждениях, как в «Тундре». А в верхнем углу экрана периодически отображается такая же знакомая камера попаданий по врагу. Даже танковый прицел при наведении на вражескую машину так же услужливо перекрашивается в красный или зеленый цвета в зависимости от вероятности пробить броню в месте попадания – прямой привет из аркадного режима War Thunder.

Прапорщиков по осени считают

От положительных сторон Enlisted плавно перейдем к недостаткам. Первый и самый главный: пока что игра совсем не радует масштабами – карты в основном маленькие (или, как в случае с режимом штурма, – длинные, но с возможностью играть только на небольшом отрезке). Никаких сотен квадратных километров, заявленных в ранних пресс-релизах, пока не видать. Вполне вероятно, что перед нами только первая небольшая пробная кампания, и дальше все будет гораздо массивнее, интереснее и больше напоминая крупные танковые баталии из War Thunder, – по крайней мере, хотелось бы в это верить.

Большинство сражений в бете проходит в окрестностях красивой старорусской крепости с белыми стенами. Вот только внутрь нее никак не попасть

Второй момент – искусственный интеллект. Он явно не доработан, разработчики об этом прямо говорят, и пока что во время боя он больше мешает, чем помогает: наши болванчики часто тупят, застревают во всевозможных неровностях и безнадежно отстают от бегущего игрока. А иногда, наоборот, обгоняют и начинают мельтешить перед носом, радостно ловя пули врага и закрывая его позицию своими широкими спинами.

Третий момент – пока что в Enlisted нет четкости взаимодействия нашего бойца с окружающим миром. Так-то по задумке наш персонаж умеет и через заборы перелезать, и в окна забираться, но сейчас это все подглючивает и иногда не срабатывает, или срабатывает криво: скажем, из окопа получается вылезти раза с третьего. Или вот стоишь в доме у окна, чуть шаг в сторону делаешь, и вдруг оказываешься у потолка – наш боец автоматом забирается на стоящий рядом сундук и взлетает вверх.

Интерактивность на высоте: любые двери, ворота и окна можно открывать или выламывать

Но и со всеми этими временными недоработками бета-версии Enlisted смотрится просто-таки на отлично. Интересная идея с отрядами, тщательный подход к историчности, неплохой баланс аркадности и хардкора, красивая графика – все это навевает мысли, что именно так и должен выглядеть экшен по Второй мировой войне, а не превращаться в балаган с неграми-фашистами, как Battlefield V.

Такими темпами «Батле» и правда скоро придется потесниться: если «Гайдзины» продолжат в том же духе и доведут игру до ума, то у Enlisted есть все шансы стать если не новым законодателем жанра, то уж точно задать в нем свой особый тренд.