Дмитрий Сироватко, 25 сентября 2020

Играм, проварившимся в котле производственного ада, редко выпадает завидная судьба. Ложка, как известно, хороша к обеду, поэтому на выходе обычно получается либо устаревший по всем параметрам продукт, либо совсем уж откровенное непотребство. Стал ли исключением из этого правила Serious Sam 4, за время разработки которого консоли успели сменить целое поколение?

– Можно я немного побуду Арни?

Для начала будет нелишним напомнить о том, чем ценна серия. В первой половине нулевых создатели шутеров принялись стремительно отходить от канонов Doom и Quake. Пока одни разработчики сфокусировались на мультиплеере, другие принялись облагораживать былые механики за счет стелс- и хоррор-элементов, параллельно делая ставку на сюжет. И тут внезапно на сцене появляются никому не известные хорваты, которые выпускают шутер старой закалки, посвященный отстрелу полчищ врагов и сдобренный технологичной графикой. Вопреки всем трендам той эпохи такой незамысловатый коктейль игрокам понравился, и они попросили добавки.

Эпоха экспериментов

Хотя Serious Sam: The First Encounter на пару с дополнением стали настоящими хитами, разработчики не стали запускать конвейер по производству сиквелов. Вместо этого они пошли на эксперимент и превратили вторую часть в мультяшную сатиру. Из молчаливого крутого парня Сэм превратился в ходячий источник бед, отжигающий в лучших традициях Лесли Нильсена. Serious Sam 2 была целиком пропитана издевками над прочими играми и поп-культурой в целом, а уморительных роликов в ней набралось на час с лишним. К сожалению, такой ход конем сработал против креативных авторов – фанаты привыкли видеть «Серьезного Сэма», простите, серьезным, поэтому вторую часть встретили, если не в штыки, то с холодком.

Ба, старые и дико бесящие знакомые

В вышедшем в 2011 году приквеле разработчики пустились в куда большие крайности, зачем-то превратив игру в кривую пародию на милитари-шутеры. Отстрел редких врагов в узких уровнях-лабиринтах – последнее, чего ждешь от драйвового боевика. К счастью, это относилось только к первой трети кампании, а остальная ее часть была выдержана в классическом ключе. Другой вопрос – а нужно ли было вообще тянуть за собой геймдизайнерский багаж многолетней давности?

Что важно, в том же 2011-м появился замечательный шутер Bulletstorm, авторы которого придумали новые механики и еще более пародийный, чем в Serious Sam 2, сюжет. Иными словами, жанр как-никак развивался, и вышедший спустя еще пять лет перезапуск Doom – прекрасное тому подтверждение. Но все это в Croteam, видимо, так и не осознали, а потому при создании четвертого «Сэма» решили пойти по пути наименьшего сопротивления.

Как это мило – тупоголовых верзил не научили открывать двери. А слева и вовсе можно наблюдать баг

Старыми тропами

Берем Serious Sam 3, выкидываем из него узкие коридоры и уровни-лабиринты, добавляем не шибко нужную прокачку героя и делаем несколько уколов ботокса движку. Во всяком случае, со стороны четвертая часть воспринимается именно так. Карты в большинстве своем довольно масштабные и со множеством развилок, а сама игра лихо комбинирует виды врагов, периодически спамя ими на расстоянии метра и заставляя соображать на ходу. Построить всех по линейке и спустить весь имеющийся боезапас? Или водить хороводы с отстрелом монстров, своевременно уворачиваясь от ответных залпов? Вариантов много, скучно не будет.

Правда, только поначалу. Довольно быстро становится понятно, что Serious Sam 4 всецело опирается на геймдизайнерские приемы, придуманные во времена The First Encounter. Игровой процесс от уровня к уровню принципиально не меняется, а разрекламированная в трейлерах фишка с легионов врагов на экране напоминает о себе крайне редко. Стремительно растущую скуку кое-как разгоняет меняющийся сеттинг, хотя жонглировать локациями в 15-часовой кампании следовало бы почаще. Надеждам, теплившимся на веселый сюжет, тоже не суждено было сбыться. В основном, все сводится к армейским шуточкам и редким перепалкам между Сэмом и его спутниками, которым, увы, в плане юмора очень далеко до героев Bulletstorm.

Отец Михаил, подозрительно похожий на известного музыкального продюсера с фамилией на букву Ф

Что до графики, то она, конечно, стала лучше, чем в третьей части, но все-таки не на уровне 2020 года. И ведь при этом Serious Sam 4 выдвигает отнюдь не демократичные требования к конфигурации ПК – как раз под стать своему «серьезному» названию.

Безусловно, даже такой старомодный «Сэм» лучше, чем ничего. Но давайте будем справедливы – по прошествии стольких-то лет можно было подойти к созданию четвертой части с большим креативом и выстрелить куда громче.

Вердикт
  • Игровой интерес 7
  • Графика 6
  • Звук и музыка 7
  • Дизайн 7
  • Ценность для жанра 6
Оценка редакции
6.7
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!