Дмитрий Сироватко, 4 декабря 2019

Помните, как в финале картины «Первый Мститель» Капитан Америка с грустью говорил о свидании, которое пообещал Пегги Картер еще 70 лет назад? В середине 90-х Ю Судзуки задумал эпическую сагу длиной в 16 глав. Однако судьба уготовила Shenmue иную участь – на свет появились лишь четыре из них. Спросите, что общего у вымышленного супергероя и разработчика игр? Оба не сумели сдержать обещаний из-за неудачного стечения обстоятельств. Но если Кэп смирился с печальным положением дел, то Судзуки решил наверстать упущенное спустя почти 20 лет.

– Да я, блин, сделан из крутости!

Оригинальная Shenmue стала не только самым технологичным проектом конца 90-х, но одним из ведущих новаторов того времени. Многие из заложенных в нее элементов, будь то реалистичная симуляция городской жизни или обилие интерактивных заставок, оказали значительное влияние на игровую индустрию. Жаль, что за всем этим в действительности скрывался абсолютно унылый игровой процесс и сюжет уровня гонконгских боевиков. И хотя разработчикам удалось исправить значительную часть огрехов в сиквеле, латать дыры в ту пору, когда Dreamcast официально «списали» со счетов, было уже поздно.

Так какой, говорите, сейчас год?

Важно понимать, что на момент релиза Shenmue игры только начинали делать первые шаги к тому, чтобы встать на одну дорожку с киноиндустрией. Поэтому тогда сильный акцент даже на далеко не самом выдающемся сюжете, помноженный на революционный уровень графики, действительно мог впечатлить. Но уже лет 10 назад о проекте с подобным сценарием и геймплеем, на добрых 70 процентов состоящем из болтовни с NPC и простецких мини-игр, забыли бы уже через пару дней после релиза. Что уж говорить про нынешние времена.

– Простите, дети, а вы тут лысого беззубого дядю не видели?

К сожалению, Ю Судзуки отошел от дел практически сразу же после выхода Shenmue 2, сперва ограничившись формальной должностью продюсера в Sega, а затем и вовсе покинув стены компании. Он основал свою маленькую студию, которая специализировалась на фансервисных играх для мобилок, созданных по мотивам Shenmue и Virtua Fighter. И похоже, что все эти годы совсем не интересовался тем, что происходит в индустрии в целом. Поэтому адекватно воспринимать продолжение сейчас, даже с поправкой на историческую ценность и ностальгию, приходится с большим напрягом. Релиз второй и третьей частей разделило почти два десятка лет, за которые игры успели проделать огромный эволюционный путь. Да, при создании третьей части у разработчиков не было того огромного бюджета, как во времена первой Shenmue – но если уж взялся за гуж, значит, надо как-то соответствовать.

Подход у Судзуки, очевидно, был другим – раз проект ассоциируется с Sega Dreamcast и началом 2000-х, то давайте дружно представим, что консоль прожила еще какое-то время, и Shenmue III вышла ней. И действительно – видя все те же примитивные игровые механики и пресные диалоги, то и дело начинает казаться, будто бы вернулся в прошлое. Прийти в себя помогает техническое исполнение. Пусть игра и не блещет качественной по меркам Unreal Engine 4 картинкой, отсутствие загрузок через каждые две минуты и добротно нарисованное окружение явно свидетельствуют о современном происхождении третьей Shenmue.

На смену фотореалистичным лицам из прошлых частей здесь пришло мультяшное непотребство

Через тернии уныния

Игры с открытым миром давно приучили нас к тому, что даже простецкая, на первый взгляд, история может вырасти до непомерных масштабов за считанные часы. Даже если центральная цель протагониста обозначена сходу – это не отменяет его вовлеченности в дела второстепенных персонажей и сопутствующих им сюжетных сегментов. Shenmue же еще с момента своего появления на свет ощущалась как аллегория на студента, коротающего время посреди унылой лекции. Проходит полчаса, затем час, а конца и края все никак не видать.

Напомним, что сюжет серии крутится вокруг главаря китайской мафии по имени Лан Ди, который похитил таинственное зеркало у некоего Ивао Хадзуки, а затем убил его на глазах у сына. И теперь Ре живет ради одной лишь цели – мести за погибшего отца. Хронометраж первых двух частей, без оглядки на побочные активности, составил порядка 30-40 часов. За это время Геральт из третьего «Ведьмака» успел разгрести такой ворох проблем, которые болтающему с прохожими герою Shenmue и не снились. И вообще, все, что удалось узнать за первые две игры – это то, что зеркало обладает мистической силой и как-то связано с девушкой Шенхуа, периодически являвшейся Ре в его грезах. Ну и то, что Лан Ди пошел на убийство, будучи уверенным в том, что его отец пал от рук Ивао.

В Shenmue III хватает отсылок на предыдущие части, но лучше игра от этого не стала

Можно, конечно, предположить, что Судзуки планировал оставить все самое интересное на сладкое, но, согласитесь, это так не работает с учетом огромного (в теории) хронометража. И известие о том, что все три игры в совокупности не расскажут и половины задуманной истории, только подлило масло в огонь. Сюжет же в самой Shenmue III вышел еще более пустым и вялотекущим, чем в прошлых частях. А ценную информацию, полученную в ходе прохождения, можно уместить в одно предложение.

Игровой процесс претерпел лишь два значимых изменения. Первое – плавно угасающая линейка здоровья и сопутствующая ей необходимость в потреблении пищи. Так что приготовьтесь к гринду денег в одинаково унылых мини-играх. И второе – измененная боевая система. Броски канули в прошлое, а на смену им пришел странно работающий блок. Но это еще ничего. Куда хуже заторможенность героя при выполнении приемов и жульнические хитбоксы. Наш вам совет – не тратьте нервы попусту и поставьте легкий режим сложности.

Дожди в Shenmue III стали идти гораздо чаще по сравнению с предшественницами

Да ладно, и так сойдет

В эпоху Интернета на просторах сети периодически всплывают прототипы проектов, которые были отменены или же претерпели значительные метаморфозы к релизу. Например, несколько лет тому назад мы получили возможность пощупать так называемую Resident Evil 1.5 – самую раннюю версию второй части. Впечатление от Shenmue III схожее – игру будто бы и впрямь сделали во времена Dreamcast, но не стали выпускать на рынок. Затем, по прошествии почти двух десятилетий, ее достали с полки, кое-как прикрутили к ней современный движок и отправили в печать.

Более того – даже если закрыть глаза на общую архаичность, сложно воспринимать игру как продолжение, о котором фанаты мечтали почти два десятилетия. Shenmue III сделана спустя рукава и не дотягивает до уровня второй части. Здесь нет места ярким персонажам и разнообразию локаций, а сценарий вместо долгожданных ответов на наболевшие вопросы оставил после себя кучу новых. И как бы часто Судзуки не заявлял, что Shenmue – главный проект всей его жизни, третья часть напоминает лишь дежурный адд-он, созданный для зарабатывания легких денег.

Вердикт
  • Игровой интерес 4
  • Графика 5
  • Звук и музыка 6
  • Сюжет 4
  • Ценность для жанра 4
Оценка редакции
0
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!