25 февраля 2015

Сейчас трудно поверить, что путь к успеху банда «Святых с третьей улицы» начала всего в 2006 году. От выпуска к выпуску масштаб боевых действий и творящегося на экране милого маразма стремительно рос, и уже к третьей части, казалось, достиг апофеоза.

Г

ангстеры снимались в рекламе, грабили армейские базы, перевозили проституток целыми контейнерами... Однако затем случилась часть четвертая, в которой главный герой (он же – босс «Святых») дослужился до почетного титула президента США, а на Землю с по-американски дружественным визитом заглянули инопланетяне.

При этом непосредственно игровой процесс за сценаристами поспевал с трудом. Если в сюжетных заданиях творилась форменная вакханалия, то побочные миссии кочевали из выпуска в выпуск почти в неизменном виде, и каждый новый подвиг банды неизбежно тонул в десятках однотипных второстепенных заданий. Было очевидно, что третья часть стала высшей точкой развития сериала в его нынешнем виде, после которой потребовался качественный рывок.

И он, возможно, произошел бы, если бы Volition чуть больше повезло с издателем. Однако THQ, которая на момент выхода Saints Row: The Third стояла на пороге банкротства, качественный скачок себе позволить не могла – поэтому четвертая часть собиралась по старой формуле, которую не сильно освежило даже появление суперспособностей. А Deep Silver, выкупившая права на бренд у таки разорившейся  THQ, вкладываться в развитие проекта просто не захотела. Вместо этого немцы одели новоприобретенное чадо в обноски и, по-отечески пнув валенком под зад, с напутствием «ходи так» отправили на мороз.

Свадьбы не будет!

Точнее – в ад, где и происходит действие Gat out of Hell – самостоятельного дополнения к четвертой части. Как ни странно, визит босса «Святых» в преисподнюю – не логичный финал его гангстерской карьеры, а козни самого дьявола, задумавшего насильно женить почетного отморозка на своей дочурке. Спасать любимого босса отправляются вернейший друг похищенного Джонни Гет и одаренная на всю голову хакерша Кинзи Кенсингтон – им-то и предстоит на равных главгеройствовать в дополнении. Завязка выглядит интригующе, но после завершения пролога игра разбивает надежды в прах: полноценные сюжетные миссии здесь почти отсутствуют. По сути Gat out of Hell – набор из побочных заданий и испытаний, по завершении примерно семидесяти процентов которых разрешают отправиться на стрелку с Сатаной и открутить ему рога. Даже заставки, худо-бедно развивающие небогатый на события сюжет, демонстрируются внезапно и могут застать буквально на полдороге к очередному испытанию.

Хотя побочные миссии волей разработчиков фактически стали в Gat out of Hell основными, досуг в аду особым разнообразием не отличается. Здесь, как и в прошлых частях, приходится бросаться под колеса автомобилей на время и уничтожать волны врагов, чтобы захватить территорию. Новинки, конечно, тоже есть, но такие, что лучше бы их не было: например, захват зданий, требующий занять и удерживать три ключевые точки – натуральный привет из сетевых шутеров. Насколько интересно заниматься этим в гордом одиночестве, в совершенно для этого не предназначенной игре? Вот и мы о том же.

Тем не менее, во время обычных уличных заруб с силами тьмы Saints Row захватывает, как и прежде. Со всех сторон наседают волны прибывающей на монстр-траках рогатой гвардии, с неба бомбардируют файрболами демоны, а Гет/Кинзи из последних сил отстреливается из живой пушки (у оной еще периодически срывает башню, после чего она начинает стрелять без всякого разрешения). Однако, точно такое же шоу игрокам показывали в прошлых Saints Row, разве что шкурки на врагах были другие.

Смех из последних сил

Юмор, на протяжении жизни сериала стремительно эволюционировавший от сортирных шуток до достаточно тонких гэгов, тоже зачах. В аду полно знакомых лиц: от персонажей прошлых Saints Row (по большей части отправленных сюда самими «Святыми») до исторических персон и даже героев фольклора. С разной степенью комфорта на адских просторах устроились, скажем, пират Черная Борода, граф Дракула и неуловимо похожий на Ленина Уильям Шекспир. Но даже имея в своем распоряжении такую пеструю компанию, сценаристы не смогли выдать ничего запоминающегося.

Иногда попытки пошутить и вовсе выглядят глупо. Например, найдя первую из обзорных точек, Гет вопрошает: «Надеюсь, не придется искать еще тысячу таких же?», недвусмысленно подкалывая серию Assassins Creed (да и вообще последние игры Ubisoft). Но искать-то придется! Причем добровольно-принудительно, ведь помимо необязательных аудиодневников они подсвечивают разбросанную по городу валюту, необходимую для прокачки спецспособностей. Так какой смысл смеяться над нелепостями в чужих играх, предлагая ровно то же самое?

Да и преисподняя у Volition вышла так себе: небольшого размера городок, хаотично понатыканные серые домишки, ржавые рыдваны на дорогах и вяло шаркающие по улицам зомби – так сразу и не поймешь, ад это или зарисовка на тему «будний день в городе металлургов». Печальную картину дополняет саундтрек, если этим словом можно назвать унылый эмбиент, будто взятый дешевого инди-хоррора. С радиостанциями и вовсе заморачиваться не стали, – радио тут просто нет. А какие забойные в аду могли играть композиции… такой потенциал суккубу под хвост!

Впрочем, это можно сказать обо всем дополнении в целом. Благодатнейшая тема загробной жизни в безумных тонах Saints Row не раскрыта совершенно. Остается только гадать, какой могла бы получиться полноценная, номерная часть сериала на данную тему, попади Volition в руки солидного и состоятельного издателя. Но имеем мы то, что имеем – скучное, дешевое дополнение, которому волею злодейки-судьбы выпало стать завершающей главой в богатой и яркой истории «Святых с третьей улицы».

Текст: Сергей КОСИН