Сергей Косин, 25 сентября 2018

Valkyria Chronicles – по сути «серия Шредингера». Она вроде бы есть, а вроде бы ее и нет, потому как Sega на славу постаралась, чтобы поиграть во все выпуски смогли немногие. Первая часть была большим (хотя в итоге все-таки временным) эксклюзивом для PS3, вторая вышла только на PSP, а третья – мало того, что только на PSP, так еще и исключительно в Японии.

И вот, спустя десять лет после выхода первой части, на больших платформах появляется Valkyria Chronicles 4, события которой, вдобавок, происходят параллельно событиям оригинала (как и в Valkyria Chronicles 3). Воистину, решения по судьбе серии диктовал великий японский рандом.

Капитан Якубович уже в обновках от первой тройки игроков

Кавай-батяня, батяня-кавай

Дела в мире Valkyria Chronicles идут не очень, грохочет «Вторая Европейская война». Светлоликая Атлантическая федерация терпит побои и унижения от злобного Восточного Имперского альянса, а посередине драки оказывается очередной кавайный отряд добровольцев с личным танком (тоже кавайным).

Если вы собираетесь всерьез вникать в здешний сюжет, то имейте в виду, что скорее Министерство культуры начнет выделять деньги на приличное кино, чем японцы отойдут от привычного до боли в желудке шаблона, который применяют буквально везде, за очень, очень редким исключением. Если вы играли хотя бы в пару JRPG, то VC4 вам в этом смысле предложить нечего: вы уже видели всех этих персонажей, все эти ужимки и все эти ситуации покадрово и дословно – и это при том, что болтовне тут уделено не меньше, а скорее даже больше времени, чем тактическим сражениям. VC4 – натурально визуальный роман, правда, без привычных для жанра развилок, способных увести сюжет совсем в другое русло (на такой серьезный шаг закостенелые сеговские разработчики решиться не смогли).

Тренировка требует много экспы, зато качается сразу весь класс

Спустя рукава

Что касается боев, то VC4, как и ее номерные предшественницы – это весьма специфическая тактика. Во-первых, очки действия выдаются не на каждого бойца в отдельности, а сразу на весь отряд: никто не запрещает сходить не семью разными героями, а семь раз одним. Во-вторых, над бойцом дается прямой контроль, то есть бегаете вы как в каком-нибудь экшене от третьего лица и ограничены лишь полоской действия, которая расходуется на движение. Стрельнуть же можно совершенно бесплатно, но только один раз за ход.

Вся эта система довольно оригинальна и вполне сносно работает, но есть одна проблема, корень которой – легендарное японское качество. Герои легко упираются в разные препятствия, пробегая в метре от них, могут перепрыгнуть через насыпь, но не способны преодолеть той же высоты забор, а если врага отчетливо видно в прицел, это совсем не значит, что пуля попадет в него, а не упрется, например, в выпирающий на десять метров хитбокс стены. Да, ровно так же было в первой части, и да, спустя десять лет в четвертой вообще ничего не поменялось.

И это, пожалуй, главная претензия к игре: сиквел настолько не отличается от своего предшественника (два портативных выпуска по понятной причине не считаем), что это уже просто неприлично. Даже картинку – и ту вытягивает лишь специфический (и правда очень эффектный) визуальный стиль, но плохую анимацию и довольно бедные по нашим временам локации он не извиняет. Как и некрасивую, вялую на вид боевку.

Помимо сюжетных сражений, тут есть побочные истории героев и «скирмиши», позволяющие вдоволь подзаработать деньжат и опыта

Что-то хорошее

Тем не менее, как это часто бывает с японскими играми, втягиваешься во весь этот вертеп «с панцу и фашистами» довольно быстро. Спасибо незамысловатому циклу: пошел в бой, заработал денежку и опыт, вернулся в лагерь вешать на самых любимых героев трофейные аксессуары, гонять отряд по тренировочной площадке и закупать апгрейды для всего в подряд: оружия, доспехов, бронетехники. И так до победного конца. Благо, сами битвы достаточно разнообразны: то эпичный (безнадежный) штурм укреплений, то маленькая разведывательная вылазка, то спасательная операция, то набег на железнодорожную станцию.

Из Valkyria Chronicles могла бы получиться солидная серия, практически безраздельно властвующая в специфическом жанре «японская пошаговая тактика с элементами визуальной новеллы», ведь остальные либо не появляются на больших платформах (Fire Emblem), либо давно мертвы (Vandal Hearts). Но с таким подходом – этому не бывать. Да, VC4 – совсем не плохая игра. Да, ностальгическая, и да, редкая. Но если мы не прощаем топтание на месте и заскорузлость европейскому и американскому геймдеву, то почему должны умиляться японскому?

Вердикт
  • Игровой интерес 7
  • Графика 7
  • Звук и музыка 6
  • Оригинальность 8
  • Ценность для жанра 7
Оценка редакции
7.1
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!