Сергей Плетнев, 11 марта 2022

В современной игровой индустрии попытки сделать идеальный ремейк старого хита зачастую напоминают пресловутые поиски святого Грааля. Все уверены, что он существует, но никто точно не знает, каким он должен быть.

Максимально приблизиться к идеалу удалось разве что разработчикам ремейка Resident Evil 2. На схожий успех наверняка рассчитывают и авторы переделки культового System Shock, игры образца 1994 года, от которой потом пошли «Биошоки» и прочие атмосферные экшены с хоррорами. Но этот проект, по всем параметрам опасно приближающийся к отметке «офигенно», буксует на стадии производства вот уже шесть долгих лет.

Ремейк намеренно сохраняет легкий ретро-намек на древнюю пикселястую графику. Не явный, чтобы не портить картинку, но добавляющий ламповости

На народные средства

Разработкой заведует компания Nightdive Studios, которая не то что собаку на ремастерах старых игр съела – целую псарню, да еще и собачьим приютом на десерт закусила. Именно эта контора позволила добавить в Steam нормально запускающиеся без танцев с бубном SiN, Quake, Turok, Blood и еще пачку совсем уже слабозапомнившихся шутеров тех лет. Ремастером System Shock: Enhanced Edition, вышедшим в 2015 году, занималась тоже она.

Тогда же у разработчиков возникла и идея полноценного переноса игры в современную технологическую обертку. К проекту подключили нескольких ветеранистых старичков индустрии, вроде Джейсона Фэйдера (один из продюсеров Fallout: New Vegas), Робба Уотерса (главного по концептам в той самой оригинальной System Shock) и даже самого Криса Авеллона.

Последовавшая следом успешная кампания на Kickstarter позволила набрать более миллиона долларов, после чего студия плотно засела за работу с обещанием выдать результат в 2017 году.

Именно System Shock ввел в экшенах моду на разные типы врагов, против которых лучше работали конкретные виды боеприпасов

И теперь не все готово

Как несложно догадаться, в 2017-м ремейк не вышел. Переход с движка Unity на Unreal, череда технических сложностей с параллельной разработкой для приставок и прочие обстоятельства начали сдвигать дату релиза все дальше и дальше. Дошло даже до того, что в 2018-м проект заморозили – студия снова занялась ремастерами других старых игр, чтобы удержать компанию на плаву. Примерно тогда же прекратилось и сотрудничество с Авеллоном.

Тут бы истории и закончиться, но к 2020 году о ремейке снова вспомнили. Разработчики даже выдали демо-версию одного из уровней, изрядно удивив загрустивших было фанатов. Однако дата релиза все продолжала съезжать. Последней назначенной был конец 2021 года, но вот уж весна 2022-го, а игры все нет.

Не световой меч, а лазерная рапира. Рубит, впрочем, не хуже!

Шок-контент

Да и черт бы с ней, правда? Еще один провал от небольшой студии, замахнувшейся на крутой проект и не сумевшей его вытянуть – мало таких, что ли? Но, оказывается, мало. Игровые видео от разработчиков и выложенная демка нового System Shock в один голос вопят: да, это оно самое. Отличный ремейк отличной игры.

Первое и главное – великолепно подобранная внешняя стилистика. Действие в System Shock происходит на большой космической станции, которую захватил искусственный интеллект SHODAN, подчинив себе местные охранные системы, роботов и киборгов. То есть игра – огромный клубок из всяких рабочих комнат, коридоров и технических лазов, по которым нам приходится бродить от лица случайно вышедшего из криосна хакера.

К озвучке SHODAN собирались привлечь актрису Терри Брозиус, голосом которой безумный ИИ говорил в оригинальной игре. Но получилось ли это в итоге, пока неизвестно

И вот эта атмосфера темных жутковатых помещений с мерцающими датчиками на стенах и внезапно выпрыгивающими на игрока врагами передана в ремейке практически идеально. Именно так, как помнишь в оригинале, но с поправкой на современную графику. Сразу видно, что упомянутый концепт-художник Робб Уотерс оказался привлечен к проекту совсем не зря. Его видение антуража космической станции нисколько не устарело, несмотря на 28 лет разницы с изначальной игрой.

Не копия, а по мотивам

В тон попала и доработка интерфейса, которая была для ремейка прямой необходимостью. Полноценно говорить, насколько хорошо с этим справились разработчики, пока трудно, но на скриншотах и в видео все смотрится гора-а-аздо симпатичнее, чем было в оригинале. Там, если кто не помнит, вид из глаз занимал меньше половины экрана, а все остальное место отводилось под всякие менюшечки и окошечки.

Больше всего досталось интерфейсу и инвентарю. Их переработали кардинально

Плюс уже сейчас видно, что многочисленным пазлам, которые надо было решать в процессе нашего противостояния с SHODAN, тоже уделяют немало внимания. Они не полностью повторяют оригинал, выполнены любопытно и удачно добавляют окружению еще больше интерактивности.

Кстати, Nightdive Studios не пытаются со стопроцентной точностью воссоздать уровни и сюжет оригинала. Отступления и в том, и в другом будут, но небольшие. С одной стороны, это позволит сохранить общий дух System Shock, а с другой – проходить игру должно быть интересно, даже если вы помните карты палуб станции назубок.

То есть имеем: с одной стороны, очень неплохой проект с грамотным подходом к классике прошлого, который потенциально может стать не просто отличным ремейком, а чуть ли не примером, как их надо вообще делать. Но с другой, с датой выхода по-прежнему полная неопределенность. Хотя вот в конце января Nightdive Studios наконец-то заключила соглашение с крупным европейским издателем (Prime Matter – подразделение большого немецкого концерна Koch Media), а значит, получила ощутимую финансовую подпитку.

Так что, хотя точной даты релиза у System Shock все еще не видать, появились явно ненулевые шансы, что 2022 год станет для многострадального проекта счастливым.