24 ноября 2014

После выхода Crimes & Punishments фрогваресовкий «Шерлок» окончательно застолбил за собой звание самой быстро прогрессирующей квестовой серии.

И

это достижение нисколько не умаляет тот факт, что мы говорим практически о единственной на данный момент регулярно выходящей квестовой серии.

Изменений по сравнению с появившейся пару лет назад The Testament of Sherlock Holmes было внесено немало. Прежде всего, стоит отметить новый формат. Если раньше мы на протяжении игры расследовали единственное дело, то теперь времени хватает на целых шесть. Что-то подобное можно было видеть в серии Law & Order, и это самое подобное очень хорошо согласуется с первоисточником. Ведь Артур Конан Дойль преимущественно описывал приключения своего героя в коротких рассказах, а не в повестях калибра «Собаки Баскервилей».

Плюсы очевидны – расследования проходят очень динамично и зачастую щеголяют медалью «На одном дыхании». Минусы тоже понятны: когда второстепенные персонажи сменяют друг на друга словно на конвейере, надежды на то, что хоть кто-то из них вызовет у аудитории эмоциональный отклик, близки к нулю. Что опять-таки находится в согласии с первоисточником: переживания были свойственны книжному Холмсу, как правило, только когда на горизонте появлялись либо Ирен Адлер, либо профессор Мориарти. Ни первой, ни второго в Crimes & Punishments нет.

Направо пойдешь – в тюрьму посадишь

Разработчики попытались расшевелить чувства игроков с помощью сюжетных развилок. Таковых в наличии аж два типа. Первые связаны непосредственно с расследованием: в специальном меню мы должны сделать выводы из улик, чтобы составить верную картину преступления и избежать расставленного авторами капкана ложной версии. Ну, а когда злодей будет изобличен, необходимо решить, как с ним поступить. Скажем, сдать полиции или нет. Задумка, что ни говори, неплохая, но только вот какая штука – когда делаешь подобный выбор, действительно порой можно призадуматься, взвешивая «за» и «против». Однако стоит начаться новому расследованию, как фигурантов старого практически тут же забываешь.

Сами дела неравноценны, и уж тем более нельзя сказать, что одинаково хороши. Например, в четвертом понять что к чему можно минут за пять, а шестое ведется, по сути, на безальтернативной основе: даже при самом наплевательском отношении к дедукции ошибиться в итоге с кандидатурой преступника будет крайне затруднительно.

Короли дедукции

Если в прошлых частях адвентюры порой можно было чуть ли не часами бродить по локации, чувствуя себя ничего не понимающим Ватсоном, то вот в Crimes & Punishments вжиться в роль Холмса удается на все сто процентов. Только успевай говорить «Элементарно», пусть и особо не напрягая при этом серые клеточки.

Внушительных размеров курсор, который даже можно назвать курсором массового поражения, на корню решает проблему пиксельхантинга. Найденные предметы услужливо подмигивают специальными значками: о таком-то стоит поискать информацию в архиве, о таком-то – спросить свидетелей, а этот и вовсе можно где-то использовать.

Во время диалогов разрешается осматривать собеседников, чтобы получить какие-то сведения об их характере или образе жизни. Носит дорогой костюм – богат. Обручальное кольцо на пальце – женат. Порой свидетеля можно поймать на лжи: погрозили пальцем, выбрали нужный факт из списка – и вывели паршивца на чистую воду. А если не получилось с первой попытки, никто не мешает попробовать еще раз.

С простотой палку перегнули – это факт, но даже при таких раскладах игра воспринимается лучше, чем ее предшественницы. Прежде всего, потому что из-за этой самой простоты всегда чувствуешь азарт охоты за преступником. Кроме того, сотрудников Frogwares можно похвалить за то, что они, наконец, научились вставлять в игру головоломки. Задачки максимально адаптированы к жизненным ситуациям, и при их решении сохраняется ощущение, что ты ведешь расследование, а не сдаешь придуманный неведомым дизайнером норматив на пазлы.

Еще новый «Шерлок» очень неплохо выглядит. Во всех смыслах, поскольку модели персонажей авторам удались особенно хорошо, чем они пользуются по полной программе: на крупные планы героев камера переключается при каждом удобном случае. Конечно, не театр мимики и жестов из L.A. Noire, но должное отдать надо.

Должное следует отдать и игре в целом. Crimes & Punishments почти не вызывает отрицательных эмоций. Конечно, положительных могло бы быть и побольше, но, возможно, эта планка будет взята уже в следующей части. Ведь мы и в самом деле говорим о самой быстро прогрессирующей на сегодняшний день квестовой серии.

Наш рейтинг: 7.4

Текст: Александр ВАСНЕВ