Сергей Косин, 5 марта 2024

Snowrunner уже несколько лет сидит на троне главной игры в специфичном жанре «медитативное ковыряние в грязи в условиях непроглядной глуши на здоровенных железных монстрах», и скинуть его оттуда в ближайшее время вряд ли удастся.

Да и особо некому. Полное отсутствие конкурентов привело к тому, что сама же студия Saber решила разбавить жанровое болото еще одной игрой на заданную тему. Правда, сходу понять, чем Expeditions отличается от Snowrunner, неподготовленному человеку будет тяжеловато. С этого и начнем.

Пейзажи тут сумасшедшей красоты

ПОПОЛЗЕНЬ

В Snowrunner главная цель состоит в перевозке всяких крупногабаритных грузов на гигантских тягачах, по местам от одного вида которых поседели бы таежные волки. И хотя легкие и проворные скауты, то есть специальным образом подготовленные внедорожники, там тоже в наличии, внимания им уделяют мало. Да, у «мелочи» имеются свои прицепы, и игра изредка даже заставляет использовать это добро по прямому назначению. То есть перевезти что-нибудь из точки А в точку Б. Но куда проще бросить прицеп (вместе со скаутом) в кузов грузовика и притащить к пункту назначения все сразу скопом.

Что касается разведки, для которой скауты, собственно, и предназначены, то многие предпочитают и в этом случае использовать полноценные вездеходные грузовики. Чтобы в случае чего и завал можно было расчистить, и организовать мост из взятых с собой загодя балок. В общем, внедорожники всегда считались в Snowrunner техникой хоть и интересной, но не особенно нужной.

Автопарк за буквально парой исключений переехал прямиком из Snowrunner. Неужели нельзя было выдать больше новых машин?

Новая же игра акцентируется именно на них. Тяжелые грузы тут тягать не нужно, зато требуется проводить разведку местности, ставить фотоловушки и сканнеры, искать следы динозавров и прочие достопримечательности. Все это, разумеется, в местах для машин либо малопригодных, либо не пригодных полностью.

На старте, кстати, этих самых мест – кот наплакал. Если не считать совсем маленькую обучающую локацию, то ровно два региона: Карпаты и Аризона, по четыре карты в каждом. То, что может предложить первый из них мы уже сто раз видели в Snowrunner: густые леса, реки, болота... Словом, страшно живописно и красиво, но привычно. А вот вторая местность будет поинтереснее: скалы, камни, кактусы, песок – подобного биома в прошлой игре не было.

Тут-то и пригождается главное и крайне долгожданное нововведение: возможность регулировать давление в шинах. Дело в том, что именно камни всегда были главными врагами «снегобегуна» (помимо багов, разумеется), ранее совершенно непобедимыми. И с грязью в два метра глубиной, и со льдом толщиной с картонку было чем сладить, а вот камни приходилось преодолевать, уныло протягивая себя через них лебедкой. Теперь же полуспущенные колеса наконец-то позволяют переползать проклятые каменюки, пусть и ценой увеличения расхода топлива и износа резины. Это революция!

Еще одно нововведение: простенькие мини-игры. В данном случае требуется сделать удачную фотографию

ЭКСПЕДИРУЙ ДАВАЙ

Сами экспедиции подразумевают, что нужно добраться из точки А в глухую Ж, по диким местам без заправок и СТО. Рассчитывать можно только на себя, а значит с собой должен быть вековой запас горючки, запчастей и всяких новых девайсов, о которых поговорим позже. Но это все в теории, а на деле же особо суровыми такие заезды не назовешь (вылазка на Северный Щит из Snowrunner кладет любой из них на лопатки). Во-первых, дополнительную горючку и запчасти можно найти в специальных точках на карте, причем пользоваться этим добром разрешается абсолютно бесплатно. Во-вторых, на базе доступен для покупки грузовой дрон, который визуально вроде как никуда и не летает (зачем морочиться с лишними анимациями), но все равно позволяет восполнять запасы. В-третьих, тут есть эвакуация. Она хоть и платная, но стоит копейки. И в-четвертых – два новых гаджета. Домкрат, который позволяет отреспавнить на колеса перевернувшуюся машину, а также якорь, который можно воткнуть где угодно, чтобы потом уцепиться за него лебедкой. Очень полезно в тех ситуациях, когда естественных точек для зацепа поблизости нет. Короче, чтобы провалить экспедицию, нужно очень сильно постараться. Все это, впрочем, не отменяет того факта, что неспешно ползать по огромным картам по-прежнему увлекательно. Медитативный процесс затягивает, а необходимость периодически думать, как преодолеть то или иное препятствие, приятно бодрит.

ДЕЛО ТЕХНИКИ

И все было бы вообще хорошо, прояви авторы чуть больше старательности. Если уж вы собрали новую игру буквально из старой и не предлагаете ничего кардинально нового, то можно было потратить время и силы на решение проблем, которые преследовали Snowrunner буквально с релиза и которые, конечно, переползли и в Expeditions.

Типичное для Snowrunner безалаберное отношение к дизайну: мобильный мост развернут, но грузовик на высокой подвеске не может его осилить, потому что упирается носом

Да физику чуть перетряхнули, подвеска работает адекватнее, и машины не так охотно переворачиваются на первом подвернувшемся пне. Но при этом никуда не делать совершенно жутко реализованная механика взаимодействия объектов. Внедорожник все так же может застрять в случайном месте: на любом камне или на любой ветке. Ветки это вообще отдельная история: в этом отношении здесь все то же самое, что и в Snowrunner, где какой-нибудь гигантский Kenworth 963 мог запросто спасовать перед тоненьким прутиком, годном только для того, чтобы с котом играть. Спасибо хоть побороли совершенно непредсказуемо получаемый на ровном месте урон. Не до конца, но все же.

Чего уж при таком подходе говорить о появлении таких долгожданных вещей, как механическая коробка передач. Более того, в Expeditions мы недосчитались и кое-чего такого, к чему в Snowrunner уже давно привыкли. Например, хардкорного режима и фоторежима. Да и кооператив обещают добавить позже, хотя задания на него явно заточенные уже есть. Все это крайне странно.

Персонал – это просто картинки с разными полезными баффами. С собой можно взять до трех штук

Зато разработчики зачем-то перетряхнули интерфейс. Удобнее он при этом не стал – скорее наоборот. Раньше всякие постоянно используемые функции вроде включения полного привода, блокировки дифференциала и понижайки активировались комбинацией левого бампера и какой-нибудь кнопки. Теперь они переехали на правый бампер, и это оказалось очень неудобно, потому что для пользования им приходится снимать палец с газа. И все ради того, чтобы на левый бампер подвесить ремонт и заправку, которые нужны куда реже и прекрасно раньше жили в отдельном легкодоступном меню. Мелочь, казалось бы, но нет – когда проводишь в игре сотни часов, базовое удобство имеет большое значение. К счастью, вышел патч, который позволяет менять местами функции бамперов. Но, как говорится, осадок остался.

РАССВЕТ НАД ДОЛИНОЙ МЕРТВЕЦОВ

В общем, кому вдруг по трейлерам показалось, что Expeditions – это такой Snowrunner без тяжеловозов, тому не показалось, это действительно так. Пусть возить бревна через три карты тут не придется, но в остальном все ощущается примерно так же. Много ли у игры недостатков? Как вы уже поняли, да, много. Увы. Но все же стоит помнить, что перед нами буквально один из двух живых представителей жанра. То есть ругать его можно и нужно, но аналогов-то нет и не предвидится. Поэтому тем, кто, как и автор этого текста, три года ходит в Snowrunner как на работу и имеет на счету полностью закрытыми все двенадцать сезонов, а некоторые и по два раза (за что спасибо убитым сохранениям – была у игры такая проблема), придется купить и Expeditions. Чтобы катать там в те моменты, когда в основной игре царит межсезонье. Остальным же лучше начать c «бегуна», потому что он дает куда больше возможностей и контента в нем тоже в разы больше.

Вердикт
  • Игровой интерес 7
  • Графика 8
  • Звук и музыка 8
  • Реализм 6
  • Ценность для жанра 9
Оценка редакции
7.3
Оценка пользователей
10

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!