Гнэл Унанян, 30 августа 2017

Так уж вышло, что зародившаяся в России игровая серия «Противостояние» практически сразу эмигрировала в Европу, где и получила новое гражданство и новое имя Sudden Strike. Тем не менее, у нас она не была забыта и долгие годы оставалась одной из самых любимых в народе стратегий, вовсю соперничая по популярности с «Блицкригом».

Настоящий блицкриг – девять танков против двух пехотинцев

Все потому, что русская школа стратегий в реальном времени существенно отличается от западной. Ту же Company of Heroes никогда не спутаешь с «В тылу врага» – они не совпадают ни структурно, ни идеологически. Отечественные стратегии в отличие от западных не гонялись за динамичностью игрового процесса и поэтому не мутировали в «бегающие шахматы» с четко выраженным балансом «танки, артиллерия, пехота». Кроме того, в наших стратегиях уделяется масса внимания историческому правдоподобию, раз уж жанр не позволяет реализовать историческую достоверность. Это выражается и в корректных моделях техники, и в соответствии состава армий конкретному историческому периоду, и в отсутствии так любимых западными разработчиками пропагандистских шаблонов. Конечно, и в «Блицкриге», и в «В тылу врага» карты и ход боя глубоко условны, но детальное восстановление реальных сражений – удел совсем другого стратегического поджанра.

Если рассматривать Sudden Strike 4 с этих позиций, то следует признать, что несмотря на долгую жизнь на чужбине и неизбежный в таких случаях акцент, это все еще «наша» стратегия.

Купать немцев в проруби – старинная русская забава

Так деды воевали?

Откровенно говоря, не совсем так. Видно, что разработчики очень старались сохранить характерные черты стратегий начала века, но далеко не все им удалось воспроизвести точь-в-точь. На первый взгляд Sudden Strike 4 очень похож на своих предков, преимущественно ориентированных на одиночную кампанию, с упором на микроконтроль юнитов и с начисто вырезанным строительством. Но если немного прищуриться и рассмотреть предмет детальнее, то выплывет один малоприятный факт – венгры из Kite Games слишком хорошо помнят, как они разрабатывали Codename: Panzers и почти не помнят, как мы с вами играли в классические Sudden Strike aka «Противостояния». В результате этой забывчивости вместо размашистой стратегии мы получили мелкотравчатую тактику с боями накоротке внутри того небольшого круга, который юнитам удается вырвать из густого «тумана войны». Стычки в Sudden Strike 4 (сражениями их не назовешь при всем желании) происходят молниеносно, в большинстве случаев, не давая игроку возможности толком поуправлять юнитами. Судьба схватки чаще всего решается в момент соприкосновения зон видимости противоборствующих сторон. Если войти в контакт, правильно построившись, юниты сделают всю работу сами. Поэтому атака в Sudden Strike 4 обычно выглядит следующим образом: какой-нибудь пехотинец вскрывает позиции противника, далее происходит выстраивание собственных войск в нужном порядке и стремительный удар. В обороне же рецепт и вовсе единственный: пехота «светит», танки держат линию обороны, а пушки и авиация наносят основной урон. Урезан не только обзор, но и радиус обстрела, чтобы раз и навсегда отбить привычку использовать связку «снайпер+гаубицы» или наносить массированные артудары из глубины обороны.

Трофейный «ахт-ахт» стреляет метров на пятьдесят, не больше

Поскольку зрение, слух и дальность стрельбы честно обрезаны всем без исключения, в атаках и контратаках участвуют лишь находящиеся поблизости юниты. Все прочие будут терпеливо дожидаться своей очереди на позициях. В результате миссии в одиночных кампаниях поголовно выглядят как цепочка мелких стычек на заведомо слишком большой для такого масштаба боевых действий карте. Причем дизайнеры миссий всякий раз аккуратно помечают место очередной стычки особыми синими кружками, чтобы игрок не блуждал по карте в поисках противника. Иногда дело доходит до абсурда: воздушная разведка засекает заготовленные на будущее резервы вражеских войск, и штурмовики разносят неподвижные колонны техники в пух и прах. А когда приходит время эффектно вытащить из скриптового рукава козырного туза, вместо стальной лавины приползает пара недобитых «Тигров».

Было бы неправильно утверждать, что подобный геймплейный перекос в сторону тактики происходит по недомыслию. Разработчики все так и задумали – выпустить не столько наследника Sudden Strike, сколько конкурента Company of Heroes. В противном случае в скирмише не было бы компактных карт с захватом флагов, а в сетевых боях жестко ограниченного набора войск.

С мультиплеером все очень грустно

Новострой

Не все, конечно, в Sudden Strike 4 взято из седой старины, и речь даже не о графике и звуке. Кстати говоря, и то, и другое безупречно. Оформление – это единственный компонент, к которому не может быть никаких претензий. Отличный вкус, внимание к деталям, разумное и почтительное отношение к истории – отличный пример качественной работы в рамках не самого большого бюджета.

Помимо современной обертки, в Sudden Strike 4 имеется и кое-какое модерновое содержимое. Упразднив набор опыта юнитами, венгры ввели общие директивы: танковую, пехотную и артиллерийскую – и соответственно прокачку генералов, их олицетворяющих. В рамках каждой из трех директив присутствует с десяток активных и пассивных абилок, имеющих разную цену. Набираются они за заработанные генералом звезды, которых, конечно, не хватает на все сразу. Да все бафы и не понадобятся, поскольку полезность некоторых из них неочевидна. Например, снижение заметности танков на несколько процентов вряд ли пригодится при таком плотном бое, какой практикуется в Sudden Strike 4.

Что касается действительно ценных директив, то им бы неплохо быть помощнее. Отдав треть запаса звезд за офицерский бинокль, ожидаешь от него большего, чем увеличение обзора процентов на десять.

Совсем как на Прохоровке в World of Tanks

Призраки прошлого

Наряду с чертами классических стратегий, по которым так ностальгируют ветераны, в Sudden Strike 4 отмечены и технологические пережитки прошлого, от которых следовало бы решительно избавиться. Речь в первую очередь об интерфейсе и об управлении юнитами.

Sudden Strike 4 налагает жесткие ограничения не только на количество самих юнитов, но и на ресурсы – топливо и боеприпасы. Это значит, что и то, и другое придется периодически пополнять. Ремонтные «летучки» и автомобили снабжения следуют за боевыми частями, оказывая посильную помощь. Однако пользоваться ими не особенно удобно, приходится тыкать мышкой в каждого нуждающегося в дозаправке или ремонте. По какой-то причине разработчики решили не применять придуманную ими же самими в Codename: Panzers систему, когда каждый юнит, попадающий в зону ремонтника, автоматически ставится в очередь на обслуживание. Как следствие после двух-трех стычек приходится надолго останавливать боевые действия, дожидаясь заправки и пополнения боекомплекта.

Еще хуже дело обстоит с управлением пехотой. Тут нет ни деления на взводы, ни внятного управления строем, ни индивидуальных иконок над пехотинцами, позволяющими быстро вычленить из толпы бойца нужной специализации. Даже вполне сносный AI, придающий пехотинцам некоторую автономность, не особенно помогает.

Конечная, дальше блицкриг не идет, покиньте бронетехнику

Видно, что предпринимались попытки осовременить управление, но этого оказалось недостаточно для комфортной игры за пределами десятка единиц техники и пары дюжин пехотинцев. Большее количество войск невозможно ни рационально распределить по имеющимся десяти групповым слотам, ни эффективно использовать.

Некоторые функции, доставшиеся Sudden Strike 4 от предков, неочевидны из-за слабой информативности интерфейса. Например, скорость юнитов при перемещении в глубоком снегу и грязи снижается. Но обнаружить это можно только на глаз или, когда грузовик с гаубицей застрянет в луже. Вытаскивая орудие при помощи заимствованного на ближайшей ферме трактора, впервые начинаешь думать, как воспользоваться распутицей при обороне. Можно не узнать, что танки, простоявшие под снегопадом больше пары минут, приобретают дополнительную маскировку. Этот факт никак не обозначается, хотя для пехоты особый значок маскировки предусмотрен. Между тем, из этого обстоятельства тоже можно извлечь тактическое преимущество.

Будь в названии Sudden Strike 4 перед цифрой «четыре» любой другой набор букв, оценки в прессе и отзывы игроков были бы существенно позитивнее. Принадлежность к именитой серии не только дает определенные бонусы, но и накладывает некоторые обязательства. И если бонусами можно пользоваться по желанию, то обязательства выполнять необходимо. В противном случае произойдет то, что происходит прямо сейчас с Sudden Strike 4 в Steam, где количество положительных отзывов на игру на момент написания статьи не смогло преодолеть даже отметку в 70%.

Вердикт
  • Игровой интерес 7
  • Графика 9
  • Звук и музыка 9
  • Оригинальность 7
  • Ценность для жанра 7
Оценка редакции
7.6
Оценка пользователей
5

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!